В настоящее время фонды музея-заповедника «Кузнецкая крепость» насчитывают более 25 тысяч музейных предметов, многие из которых зарегистрированы в Государсвенном каталоге РФ.
Пополнение фондов - одно из значимых направлений деятельности любого музея. Музей-заповедник «Кузнецкая крепость» активно комплектует свое собрание - ежегодно его фонды увеличиваются более чем на 300 предметов: редких книг, археологических артефактов, архивных документов, предметов декоративно-прикладного искусства, техники, быта, этнографии, нумизматики и др. Источники поступления новых экспонатов самые различные: археологические раскопки и сборы, закупы у коллекционеров, дары и передачи от частных лиц и организаций.
Ежегодно дарители и сотрудники музея передают в фонды предметы старины, которые получают правильную атрибуцию, при необходимости проходят реставрацию, а главное, продолжают хранить историю. В конце года музейщики организовывают выставку новых поступлений «Спасенная реликвия» и проводят чествование людей, передавших в дар музею экспонаты в течение года. С каждым годом круг наших уважаемых дарителей и собирателей расширяется. Данная виртуальная выставка знакомит посетителей сайта с новыми экспонатами музея, поступившими в фонды в течение 2020 года.
Выставка «Новые поступления 2020 года» показывает небольшую часть экспонатов, пополнивших его коллекции с начала 2020 года, которые относятся к интересным, редким, порой уникальным предметам.
Научное исследование археологических памятников – одно из направлений деятельности научных сотрудников музея-заповедника. Обнаруженные в ходе исследования предметы поступают в коллекции музея, описываются, изучаются, включаются в научный оборот, выставляются на различных площадках.
В 2020 году фонды музея пополнили материалы археологических раскопок разных лет, объединенные в несколько коллекций и переданных археологом, заместителем диретора по науке к.и.н. Юрием Викторовичем Шириным.
В 2000 году согласно открытому листу, выданному Министерством культуры РФ, на поселении Камешок производились археологические раскопки. Памятник «Поселение Камешок» расположено на территории Мысковского городского округа Кемеровской области, на левом берегу р. Мрассу, у пос. Камешок. Обнаруженный на данном памятнике разновременной комплекс предметов состоит из каменных орудий труда (нуклеус, пластины) периода верхнего палеолита, из фрагментов глиняных орнаментированных сосудов периода IV-V вв. и XVII-XVIII вв. Эти предметы раскрывают историю жизни древнего населения нашего края и, безусловно, интересны как для профессионалов, так и всех интересующихся историей.
При исследовании территории у северо-восточной стены Дома купца Фонарева (г. Новокузнецк, ул. Водопадная 19), входящей в состав археологического памятника «Острог и город Кузнецк» XVII-XX вв., были обнаружены несколько предметов разных эпох: кованые гвозди XVII-XVIII и XIX вв., фаянсовые изоляторы производства СССР. Но самой интересной, по мнению Юрия Викторовича, находкой оказался хрустальный стакан, изготовленный в Российской империи в XIX веке. Стакан сохранился не полностью, он склеен частично из осколков. Пофантазировав, можно предположить, что он мог быть в обиходе семьи Фонаревых, проживавшей в доме в период с 1898 по 1919 год.
В ходе археологических раскопок на памятнике «Поселение Шартон» XVII-XVIII вв., находящемся на левом берегу р. Кондомы в Новокузнецком районе Кемеровской области, были обнаружены следы железоделательного производства кузнецких татар – фрагменты железоплавильной печи, воздуходувных сопел, склеенные фрагменты кузнечного горна, обломки наковальни. Это очень ценные находки, вдохновившие ученых на новую серию экспериментов по реконструкции варки железа способом, записанным И. Гмелиным в улусе кузнецких татар в 1734 г.
Более древние артефакты были обнаружены в ходе исследований на памятнике черной металлургии «Поселение Тоз-4». Правый берег р. Мрассу, пос. Тоз Мысковского ГО, Кемеровская область. VIII-IX вв. н.э. Это фрагменты керамических сосудов, отбойники, точило и терочник из камня.
В результате собирательской работы сотрудников музея в конце 2020 года пополнились различные разделы собрания музея-заповедника: коллекции предметов быта, нумизматики, элементов богослужебного облачения, предметов времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В «Кузнецкой крепости» формируется интересная коллекция предметов, использующихся в богослужении, в том числе элементы одеяния духовных лиц. В этом году усилиями сотрудника музея Я.А. Хмель она пополнилась элементами богослужебного облачения (парой поручей и палицей XIX века из Данилова монастыря, г. Москва).
По́ручи – часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой, имеющей иной, чем сами поручи, оттенок. Другое название поручей – нарукавники – означает, что фиксируются они на запястье, на рукаве подрясника. Поручь стягивается шнуром, продеваемым в металлические петли на боковых его краях, а шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится. Этот элемент богослужебного облачения символизирует собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств. (Источник: azbyka.ru)
![]() |
![]() |
Поручи - облачение богослужебное. Российская империя. XIX в. Парча, металлические нити, сатин, рогожа, металл, тесьма, канитель. Крой, шитье, аппликация. Передала Я.А. Хмель. КП 2808/1, КП 2808/2 |
Па́лица – часть богослужебного облачения архиерея, архимандрита или священника, которая дается в качестве награды – представляет собой матерчатый ромб, привешиваемый за один из острых углов и носимый на ленте у правого бедра.
Когда в награду за усердную службу право носить палицу получают протоиереи, то они носят ее также с правой стороны, а набедренник в этом случае перемещается на левую. Для архимандритов, как и для архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Символическое значение палицы аналогично тому, что имеет набедренник, то есть оба эти предмета означают духовный меч слова Божия (ромбовидная форма палицы означает Четвероевангелие). (Источник: azbyka.ru)
![]() |
Палица - облачение богослужебное. Российская империя. XIX в. Парча с металлическими нитями, канитель, сатин, бахрома, галун, картон (?), дерево. Крой, шитье, аппликация. Передала Я.А. Хмель. КП 2807 |
От того какую службу священнослужители совершают в данный момент зависит какие и сколько предметов богослужебного одеяния они будут использовать. Малое священническое облачение, в котором служатся все вечерние, утренние службы и требы, кроме Литургии составляют: епитрахиль, поручи и фелонь. Палица используется при служении Литургии и в других случаях, предусмотренных Уставом. Поскольку палица является наградами духовенству и бывает далеко не у каждого священника, то она не входит в число обязательных предметов облачения. (Источник: azbyka.ru)
Остальные предметы, переданные Я.А. Хмель, пополнили коллекцию предметов этнографии (вышитое полотенце с кружевными прошвами) и нумизматическую (монеты времен 2-й Мировой войны).
«Военную» коллекцию музея в этом году пополнили и предметы, переданные сотрудниками «Кузнецкой крепости» Н.А. Капичниковой и А.В. Чекалиным. Это форменный кожаный ремень матроса ВМФ СССР середины XX и предметы военного быта, снаряжения, которыми пользовались участники сражений Великой Отечественной войны, как бойцы РККА, так и их противники.
В «Кузнецкой крепости» кроме прочих формируется коллекция образцов упаковки. Стеклянная тара для минеральных вод или парфюмерной продукции, коробки из различных материалов для продажи и хранения чая, меда, кондитерских изделий, зубного порошка и прочей продукции – об этом подробнее можно узнать в виртуальной выставке «Историческое прошлое… Упаковки».
Коллекция постоянно пополняется, в этом году в результате собирательской работы сотрудника музея А.П. Щеглакова в ней появились несколько коробок 4 жестяных и 1 карболитовая коробки периода второй половины XX в., выпущенные в СССР.
Музейное собрание пополняется не только усилиями научных сотрудников, но и благодаря дарителям.
Интересной является металлическая утварь, обнаруженная в частном доме территории Кузнецкого района г. Новокузнецка и переданная в дар в музею Николаем Анатольевичем Муковниковым – сковородник, ухват, литой чугунный утюг и три ключа. Место изготовления этих предметов установить трудно, так как опознавательных клейм на них нет, особую ценность для музея они представляют как предметы, используемые в быту местных жителей.
Подаренными Н.А. Муковниковым ключами пользовались жители Кузнецка лет 70, а то и 100 назад. Двумя из них – «фигурными» - закрывали/открывали замочки сундуков, а третий предназначался, возможно, для навесного замка «шведского типа», который был весьма популярен с XIX века, и изготавливался в больших количествах павловскими кустарями. Павловский шведский замок имел колоколообразную форму, дужку и ключ, у которого бородка шла по всей длине с одной стороны.
«Популярность шведских замков, видимо, объясняется тем, что их было довольно просто производить, и он был прост в обращении. Вместе с тем, это был довольно надёжный замок. Как правило, второго экземпляра ключа к нему не существовало – мастерам не удавалось сделать дубликат, приходилось к каждому замку делать индивидуальный ключ.» (по материалам статьи Андрея Полунина «Русский Шелфилд». Источник: 1-sovetnik.com).
Изготовлением замков и ключей в Российской империи занимались в разных регионах. Наиболее «знаменитые» и многочисленные в этой области стали мастера так называемого Павловского металлообрабатывающего – или сталеслесарного – района. Он располагался на территории сразу двух губерний – Горбатовского уезда Нижегородской губернии и Муромского уезда Владимирской губернии, и входило в него около 120 сел и деревень. На производстве замков преимущественно специализировался центр района – село Павлово. Причём, если некоторые виды изделий, например, ножи (перочинные, кухонные) стали производиться на фабриках и мануфактурах, то изготовлением висячих замков вплоть до революции 1917 года занимались, в основном, кустари.
Все ключи, пополнившие коллекцию «Кузнецкой крепости», выполнены из цветного металла, покрытого черным (железом), вероятнее всего, кустарным способом, имеют неровности, потертости.
Осенью 2020 года в музее состоялась выставка «Рожденные Революцией. Деньги Гражданской войны в России», организованная совместно с кемеровским отделением Русского географического общества в лице С.С. Ерофеева. Сергей Сергеевич Ерофеев много лет сотрудничает с музеем, результатом этой дружбы являются многие выставочные проекты, а в этом году С.С. Ерофеев выступил и в качестве дарителя, пополнив нумизматическую коллекцию денежными знаками 1915 и 1920 годов выпуска.
Интересный подарок преподнес музею и давний друг «Кузнецкой крепости» Александр Алексеевич Волобуев – 5 православных старообрядческих нательных крестов XVII – начала XX веков, которые пополнили музейную коллекцию предметов медного литья.
В фондах «Кузнецкой крепости» хранятся несколько образцов железнодорожных керосиновых сигнальных фонарей 1940-1960-х годов советского производства. В IV квартале этого года эта коллекция дополнилась свечными фонарями, используемыми железнодорожниками для освещения помещений. Два экземпляра подарил музею житель Новокузнецка И.В. Богданов. Оба фонаря изготовлены в Оренбургской области Новосергиевским механическим заводом.
История Новосергиевского механического завода началась с Сигнального завода, эвакуированного из г. Гомеля БССР в период Великой Отечественной войны, с 1941 по 1963 годы он относился к Министерству путей сообщения СССР.
Такой свечной фонарь относился к съёмному оборудованию и применялся для освещения «теплушек» – утеплённых и переоборудованных для перевозки пассажиров товарных вагонов, чаще используемых для переброски войск (фонари пассажирских вагонов были несъёмными, они имели другую конструкцию, должны были иметь подсвечники и быть заперты на спецключ; за исправностью их работы обязан был следить проводник).
Свечи парафиновые железнодорожные |
В качестве источника света использовалась свеча, свет которой рассеивался металлическим отражателем, для её замены в передней части фонаря имеется откидная дверца с задвижкой. Железнодорожные парафиновые свечи были короткие и толстые – длиной 20 см и толщиной 2,5 см, они были твердыми, хорошо ломались и не сгибались под собственным весом.
Большой удачей поисково-собирательской работы для музейных сотрудников является комплекс предметов, документов, принадлежащий одной группе населения или одной семье. Еще большую ценность этой «коллекции» придают исторические или практические сведения, предоставленные их владельцами.
В этом году такая удача улыбнулась «Кузнецкой крепости». Сестрами Цепко Татьяной Ивановной и Егоровой Еленой Ивановной, проживающими в г. Новокузнецке, были переданы в дар музею бытовые предметы, ремесленные инструменты, документы, принадлежащие их старшим родственникам – деду, бабушке, отцу, маме. Вместе с ними сестры поведали историю своей семьи.
Их дед Андрей Васильевич Беловинцев (Рогаткин) родился 21 октября 1899 года в одной из деревень Московской области, был женат на Вере Николаевне, имел сыновей Николая и Ивана, был участником Великой Отечественной войны и пропал без вести в октябре 1942 года, о чем свидетельствуют документы, переданные в музей. Вместе с ними в документальный фонд музея поступили фронтовое письмо Андрея Васильевича к младшему сыну Ивану от 16 мая 1942 года и несколько типографских бланков воинских писем для бойцов РККА с цветным изображением патриотического характера, которые принадлежали его старшему сыну Николаю. Старший сын А.В. Беловинцева Николай Андреевич служил во время Великой отечественной войны при штабе писарем «прошел всю войну, обзавелся семьей и всю жизнь прожил в г. Туле».
Младший сын Иван Андреевич вместе с матерью Верой Николаевной в 1957 году переехал в г. Сталинск (ныне Новокузнецк) из деревни Частое Тульской области, женился на Лидии Васильевне Кулаковой и стал отцом сестер Татьяны и Елены, которые и передали в дар музею «то, что смогли сохранить и, возможно, будет интересно».
Безусловно, интересно!
Кроме документов сестры подарили в музей старинную икону, которую привезла с собой их бабушка из Тулы, целый комплект инструментов для плетения сетей и пошива обуви, принадлежащие их отцу и изготовленные им.
![]() |
Икона печатная «Св. Великомученик Пантелеймон». Российская империя. Конец XIX - начало XX вв. Бумага, картон, краски. Хромолитография на бумаге, склеивание. Дар Т.И. Цепко и Е.И. Егоровой. КП 2782 |
По воспоминаниям дарительниц, их отец Иван Андреевич «отработал на КМК 25 лет в цехе шлакопереработки сварщиком, имеет звание Ветерана труда и Ветерана труда военных лет. У него было хобби – шил всем своим тапочки, высокие с опушкой почему-то назывались «котики». Сохранились только колодки, да несколько крючков…»
![]() |
Сапожники. Рязанская губ., Касимовский уезд. Начало XX века. Фото Акима Поликарповича Курочкина. Источник: perunica.ru |
Сапожному ремеслу Иван Андреевич научился самостоятельно. Приспособления для пошива обуви, которые также сам смастерил, он привез с родины, из Тульской области.
Благодаря комплекту приспособлений для плетения сетей, которыми пополнилась этнографическая коллекция музея в этом году, можно подробнее рассказать об этом весьма популярном занятии жителей и старого Кузнецка, и советского Сталинска.
![]() |
![]() |
![]() |
Вязание рыболовной сети. Начало XX века. Фото Акима Поликарповича Курочкина. Источник: perunica.ru |
По рассказу одной из сестер-дарительниц Татьяны Ивановны Цепко, «раньше в Туле рыболовством занимались все. Как говорил отец, рыба была почти в рост его. Он научился ловить рыбу и плести сети еще у своих родителей, дедов в Туле. Здесь, в Сталинске, по весне тоже большая вода была. Он сам плел сети для ловли рыбы, и инструменты для плетения сетей тоже сам вытачивал, уже здесь (в Сталинске - прим. автора).»
Вера Николаевна Беловинцева, бабушка дарительниц, «была рукодельницей (она не работала на производстве и совсем недолго трудилась в колхозе) – пряла лен, шерсть, крапиву, ткала полотна на полотенца и постельное белье, вязала, вышивала рушники. Но в суровую годину с них пришлось снять кружево, чтобы обменять на мыло, продукты. Сохранились несколько рушников, кружево подзора и прялка, которая приехала из Тулы, выручала долго и в Сибири».
Под стать Вере Николаевне была и мама дарительниц Лидия Васильевна, которая «была рукодельницей не меньше свекрови, вязала шали, а в вышивке намного превосходила ее». По профессии Вера Николаевна была педагогом дошкольного воспитания, занималась рукоделием в свободное время и на пенсии. Ее вышивки крестиком, гладью, ришелье также представлены в музей.
В завершении публикации предметов этого богатого и разностороннего дара сестер Т.И. Цепко и Е.И. Егоровой хотелось бы показать небольшой утюжок конца 1960-х годов, изготовленный специально для путешественников, и удостоверение о награждении пионерки Беловинцевой Татьяны «За активную работу».
Одним из давних друзей «Кузнецкой крепости» и ее Почетным дарителем является Сергей Иванович Чупин. Его вклад в сохранение культурно-исторических ценностей поистине бесценен. Например, коллекция из 30-ти форменных пуговиц Российской империи и стран Западной Европы периода I пол. XIX – I пол. XX вв., переданная им в этом году, будет интересна и специалистам-историкам, и коллекционерам, и реконструкторам, и широкому кругу посетителей музея. А оловянный солдатик и стеклянные флаконы, произведенные в Германии в начале – 1-й половине XX в., станут украшением будущих выставок.
Много интересных и разнообразных предметов, документов передал в музей в этом году и другой Почетный даритель – Алексей Алексеевич Шебалин. Среди них фотографии с видами Центрального района города Сталинска (совр. г. Новокузнецка), сделанные в 1950-е годы А.Г. Шебалиным.
Переданные в музей предметы – настоящие хранители истории. Многие из них выпущены на предприятиях, которые, в силу обстоятельств, уже не существуют. Например, стеклянная сахарница, декорированная рельефной диагональной сеткой. Благодаря клейму «ЗАВ.1КДО Б.ВИШЕРА ОКТ.Ж.Д». удалось установить, что сахарница была выпущена на «Стекольном заводе имени Первого Коммунистического Добровольческого отряда» (1 КДО) (г. Большая Вишера, Новгородской области) в 1940-х годах.
История завода начинается с 1888 года, когда братья Курженковы организовали производство изделий из стекла. Завод Курженковых, выпускал ламповое стекло, прессованные изделия, стеклянную посуду алмазной выработки, канцелярские принадлежности и настольные украшения хорошего качества, его продукция продавалась в России, поставлялась к Императорскому Двору, отправлялась в Германию, Иран, Монголию и в другие страны Азии. В 1918 году завод был национализирован и переименован. Исторические потрясения – Гражданская и Великая Отечественная войны – оставили свой трагический след.
![]() |
Фото бойцов I-го Коммунистического добровольческого отряда перед их отправкой на фронты Гражданской войны. Источник: https://pressa53.ru |
В годы ВОВ завод был разрушен, и восстановлен только в 1948 году.
В 1978-1980 годах выпускал продукцию и из цветного стекла. Имел художественную лабораторию и небольшой музей, в котором демонстрировались разные изделия: стопки, стаканы, чаши, абажуры, банки, чернильницы, фужеры, масленки, графины, кувшины, спичечницы, более 20 видов пивных кружек, около100 видов плафонов.
Подаренная А.А. Шебалиным сахарница, произведенная в 1940-х годах, является, скорее всего, одним из последних образцов предвоенной продукции завода.
В постсоветское время 1 КДО был приватизирован и в 2001 году закрыт. Теперь на базе ликвидированного стекольного завода выпускают сборные деревянные дома, и становится понятна ценность этого предмета, превратившегося из обыденной вещицы в раритет музейного значения.
Фарфоровая скульптура – одно из любимых украшений интерьера. Производство статуэток, жанровых композиций, фигур животных было и в XIX веке, но буквально «расцвело» в советский период. Объемные изображения в качестве изысканного декора можно увидеть на посуде, например, масленках, сахарницах.
Сегодня такие предметы являются объектом коллекционирования, их с удовольствием принимают в фонды музеи. Такое удовольствие Алексей Алексеевич доставил и нашему музею, подарив майоликовую скульптуру «Сеттер на охоте», две фарфоровые фигурки «Гусь» и фаянсовую масленку с изображением куропаток на крышке.
Герой скульптуры малых форм «Сеттер на охоте» притягивает взгляд: изображенный в динамике, с добычей в зубах, он реалистичен и выразителен. Скульптура произведена на Васильковском майоликовом заводе (СССР, Украина, Киевская обл.) в 1960-х годах.
Не менее интересны фарфоровые «Гуси», созданные на Полонском заводе художественной керамики (СССР, Украина, Хмельницкая обл., 1956-1972 гг.). История Полонского завода – одного из старейших фарфоровых производств на территории Украины – начинается с конца XIX века годов и полна как славными, так и трагическими событиями.
![]() |
Скульптура «Гусь». СССР, Украина, Хмельницкая обл., Полонский завод художественной керамики. 1956-1972 гг. Фарфор, позолота, глазурь. Формовка, обжиг, роспись. Дар А.А. Шебалина. КП 2737 |
Организованное в начале 1890-х гг. богатым Полонским предпринимателем Мойесеем Бричкиным производство «украшеньиц, безделушек, всевозможных фигурок» несколько раз сильно страдало во время войн (Первая мировая 1914-1918 гг., гражданская, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.), но было восстановлено, сменив не одно название. «Полонский завод художественной керамики» (Полоне ЗХК) был учрежден 1 октября 1956 г. на основе артели «Керамик» (1937-1956), специализировался, в основном, на выпуске скульптуры малых форм и просуществовал до 2010 года. Даже в предметах «утилитарного назначения» (карандашница, набор «Штоф с рюмками», лоток для бижутерии и др.) основным является художественный образ, выполненный всегда выразительно и реалистично. Среди 170 наименований предметов, выпускаемых заводом, много уникальных вещей. Изделия производятся методом литья. Их особенностью является сложная конфигурация, широкая палитра декорирования ручной росписью подглазурными и надглазурными красками в стиле украинского народного творчества.
К сожалению, на сегодняшний момент авторов этих скульптур установить не удалось. А вот имя художника, создавшего образ куропаток, украшающих крышку масленки, изготовленной на Конаковском фаянсовом заводе им. М. И. Калинина (ЗиК) в 1955 г. известно – это Е.М. Гуревич (1906-1988).
Гуревич Елена Михайловна, художник, скульптор, фарфорист, керамист, родилась в 1906 г. в Москве. В 1930 г. окончила Вхутеин, изучала графику у В.А. Фаворского. Скульптурой стала заниматься с 1934 г., керамикой с 1946 (работала на Гжельском керамическом заводе Худфонда РСФСР). В 1951-1962 гг. Елена Михайловна трудилась скульптором в художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода. Создала много скульптур для массового производства, сувениры-барельефы на русские мотивы, выполняла предметы утилитарно-бытового назначения: посуду, вазы, шкатулки. Основные работы: серия ксилографии для детей (1933-1935), оформление книги «Беляночка и Розочка», сказок братьев Гримм в Детгизе (1935), мелкая пластика – карандашница «Воробьи» (1951), «Собачка и еж», «Лев Чандр и собака Тобик» (1950-е), «Китайский соловей» (1957, серебрянная медаль Брюссельской выставки), «Дон-Кихот и Санчо» (1957, серебрянная медаль Брюссельской выставки). Художница много раз участвовала в выставках, экспонируя декоративные скульптуры.
В атмосферу советского быта погружают и другие предметы, переданные в дар А.А. Шебалиным (саквояж, опасная бритва, новогодние фигуры под елку, настенный ковер), а также Я.А. Хмель (Электропроигрыватель «Ласточка», альбом с грампластинками, фотоальбом) и С.И. Чупиным (керосиновые лампы, настольные часы и будильники, бюст В. Чапаева, посуда). Подобные вещи были в обиходе во многих советских семьях. Поэтому, появляясь на музейных выставках, они находят особый эмоциональный отклик у посетителей, вспоминающих аналогичные предметы в домах своих старших родственников.
Фабрика металлических изделий Акционерного общества «В.В. Бонакер», основанная немцем В. Бонакером на Ткацкой улице в Москве в 1890 г., была одним из наиболее известных в России производителей жестяной упаковки. На тот момент в Российской Империи появилось неимоверное количество конкурентов, производящих подобную упаковку, и, чтобы благополучно расти и развиваться, иностранные фабриканты освоили еще один вид производства до сих пор никем не охваченный – производство икон фабричным методом.
Поначалу иконы печатали по специальным образцам для иконописцев, но это приводило к искажению образа, и вызвало недовольство Синода. Тогда для разработки новых образцов заводчик пригласил ведущих специалистов из знаменитых иконописных центров Палеха и Мстеры, наладив производство икон, которые отвечали запросам официальной Церкви.
Переоснащение обошлось дорого. Поэтому расчетливый владелец фабрики скрупулезно просчитал затратную и доходную часть производства, чтобы свети цену за товар к минимуму. В результате такую икону мог себе позволить самый беднейший слой православных в России. Популярность таких икон была столь высока, что затраты и усилия фабрикантов быстро и с лихвой окупились.
В технологии производства жестяной иконы проявились все технические новинки, известные на тот период: производство тонкого жестяного листа и его покрытие сплавом (гальванопластика), точная штамповка и придание объема жестяному листу, нанесения изображения особыми красками, хромолитография (рельефное, очень сложное по своему рисунку тиснение). Выпущенные фабриками жестяные иконы имели точно выдержанные размеры и высокое качество изображения.
Первая Мировая война и последовавший за ней октябрьский переворот свели на нет уникальное производство «нерукотворных» икон. С тех пор методика хромолитографии на жести для производства икон никогда больше не использовалась. Сегодня иконы на металле можно считать раритетами: как к недорогому товару, к ним относились не очень бережно, поэтому сохранность оставшихся экземпляров оставляет желать лучшего. Тем не менее, каждый из образцов этого производства представляет сегодня большую ценность как для музейщиков, так и всех, кто интересуется и изучает историю страны.
В последние годы в «Кузнецкой крепости» активно формируется коллекция инструментов, в том числе по обработке дерева. Значительный вклад в пополнение данной коллекции внес Сергей Иванович Чупин, передавший музею несколько образцов фигурных рубанков, фуганков середины – 2-й половины XX в. и рычажные весы, произведенные 1892 г. мастером Дряхловым (Нижегородская губ., Горбатовский уезд, с. Павлово).
Одним из интересных объектов с точки зрения изучения археологами являются остатки фундаментов зданий на территории «Кузнецкой крепости». Несмотря на то, что на ее территории существует музей, точка в изучении этого историко-архитектурного памятника еще не поставлена. Стимулом к очередному этапу археологических раскопок на территории Кузнецкой крепости летом 2019 года послужил провал, образовавшийся в сентябре 2018 года в месте, где в прошлом располагалась казарма на валу. Репортажи об этих событиях вышли на местном (ТВН) и федеральном телеканалах (СТС-Кузбасс).
Проведение раскопок на памятнике «Остатки древней крепости XVII в.» (у северо-западного края центрального крыльца «казармы на валу Кузнецкой крепости») были согласованы с Министерством культуры РФ. Работы проводились на основании открытого листа №2344-2019 от 01.10.2019 под руководством заместителя директора по научной работе, археолога Ю.В. Ширина. В результате работ были обнаружены предметы, используемые в быту военных, которые проживали или посещали казарму на валу, и посетителей крепости в XX веке. Все они стали экспонатами музейной коллекции и ценнейшим источниковым материалом для ученых-историков, экскурсоводов и гостей музея.
Ниже - фотографии экспонатов, пополнивших «военную» коллекцию музея-заповедника. Вензель на погон «ВСГ» был подарен реконструкторами из г. Новосибирска и передан сотрудником музея К.С. Колосковой. Это знак принадлежности к общественной организации «Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам». Общественная организация была создана на Всероссийском съезде представителей городов в августе 1914 года в Москве и функционировала до 1918 года. Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам – одна из крупнейших общественных организаций, оказывавших содействие правительству в организации медицинской помощи, устройстве беженцев в Первую мировую войну. Согласно Высочайшему повелению императора Николая II работа Союза городов была ограничена тылом, но вопреки этому велась и на фронте.
«Военную» тему продолжают и экспонаты, переданные в документальный фонд музея-заповедника. Один из них – выпись из метрической книги о родившихся в 1914 году, выданная священником Церкви Штаба Владивостокской крепости. Другой – письмо с фронта Алова А.Г. своей маме, Московной Василисе Емельяновне, написанное 2 ноября 1944 года, свернутое треугольником и отправленное полевой почтой. В стихотворной форме солдат шлет привет и обещает «… о подвигах наших бессмертных солдатских, о наших походах сквозь вьюги и зной, о битвах горячих на кручах Карпатских мы сами расскажем, вернувшись домой…». Оба документа подарены давним другом и Почетным дарителем «Кузнецкой крепости» Сергеем Ивановичем Чупиным.
Пожалуй, самые многочисленные поступления в начале 2020 года, были в коллекцию быта, декоративно-пригладного искусства и этнографии. В основном, это образцы посуды и столовых принадлежностей конца XIX - начала XX веков. Большинство из них были подарены музею Зайвым Николаем Георгиевичем. Вещи, которые бережно хранились Николаем Герогиевичем в доме в п. Елань Новокузнецкого района и которыми пользовалась семья во времена молодости его бабушки, были переданы музею во время торжественного отрытия выставки новых поступлений 2019 года. Среди них - элементы столового сервиза, изготовленного на рубеже XIX-XX вв. на фаянсовом заводе в Лифляндской губернии в поселке Дрейлингсбуш (около Риги) Товариществом М.С. Кузнецова: тарелки, селедочница и соусник. Несмотря на изящный декор из рельефного орнамента и букетов сирени с ландышами, нанесенными в технике деколь, сервиз из фаянса был доступен широкому кругу населения.
Музейную коллекцию фарфора в начале 2020 года пополнили подаренные С.И. Чупиным масленка с крышкой Конаковского завода, сахарница и чайная пара, выпущенные Дмитровским фарфоровым заводом в Вербилках (Московская область). Дмитровский фарфоровый завод свою историю ведет с XVIII века, когда в 1766 году в небольшом селе Вербилки, расположенном в Дмитровском уезде Московской губернии. Ф.Я. Гарднер основал первую в России фабрику по производству фарфоровых изделий, перешедшая в конце XVIII века к его сыну. В 1892 году владельцем фабрики становится знаменитый Матвей Сидорович Кузнецов (1846–1911), основавший «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». После 1917 года фабрики товарищества были национализированы, большинство из них продолжили выпускать продукцию в советское время.
Нужно отметить, что на каждом производстве сформировался свой стиль, который старались сохранить, несмотря на смену владельцев. В частности, фарфоровые изделия, выпускающиеся в Вербилках, можно узнать по еще сложившемуся во времена Гарднеров стилю декора: поверхность изделия имеет однотонный, часто темный синий фон, на котором контрастирует роспись крупными цветочными букетами на белом фоне, особую нарядность придает щедрое использование позолоты. «Гарднеровские» традиции декора, пусть опосредованно, но прослеживаются и в представленной чайной паре середины XX века: на темном фоне изображены крупные белые цветки, как в росписи, так и в отделке деталей использована позолота.
Интересными экспонатами пополнилась в этом году и коллекция кухонных и столовых предметов: ножи для хлеба, для масла, инструмент для изготовления изделий из теста, щипцы для сахара и другие. Этими предметами пользовались в прошлые времена. Интересные по форме, изящные в исполнении, они отражают вкусы и дух эпохи рубежа XIX-XX вв. и середины прошлого столетия. Большинство предметов подарил Н.Г. Зайвый, также есть вещи, переданные в музей сотрудниками.
Говоря о пополнении фондов, нельзя не подчеркнуть, что все поступившие предметы будут не только бережно храниться, но и активно демонстрироваться широкому кругу общественности. Вещи, вышедшие из употребления, порой очень необходимы для создания атмосферы в выставочном проекте. Поэтому сотрудники музея всегда рады переданным в дар предметам домашнего быта, интерьера, обихода, милым «женским» вещицам, например, таким, как шелковое опахало или дамский дорожный несессер, отражающие моду прошлых лет.
Упоминания об исторических событиях зафиксированы не только в документах, письмах, фотографиях, искусстве, но и в предметах, предназначенных для использования в быту. Например, еще в Древнем Риме изготавливали специальную посуду с агитационными надписями на дне в рамках предвыборной кампании. Достаточно много бытовых вещей с изображением государственной или иной символики было выпущено во времена СССР. Теперь они стали объектами коллекционирования. В прошлом году в коллекции музея появилась «агитационная» ваза с символикой ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки), выпущенной к открытию 2-й выставки достижений в сельскохозяйственной отрасли СССР 1 августа 1954 года. В 2020 году в музей поступила еще одна ваза ВСХВ, принадлежавшая жительнице Новокузнецка. Ваза из молочного стекла с изображением скульптуры «Тракторист и колхозница» - символа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки - досталась ей в наследство от ее матери Анастасии Ивановне Билевич 1922 г.р., учительницы физики.
Интересен в этом плане и другой экспонат – сундук, подаренный С.И. Чупиным, внутренняя сторона крышки которого декорирована агитационным плакатом и листовками.
Студенческие стройотряды – это отдельная молодежная история времен СССР. «Бойцам» выдавалась специальная форма, украшенная специальной символикой. Образец куртки стройотрядовца 1970-х годов также пополнил коллекцию музея в этом году.
Коллекция мебели и предметов интерьера в собрании «Кузнецкой крепости» достаточно разнообразна и включает предметы, изготовленные в период с 1860-х годов до середины XX века. Все они «живут» в выставочных пространствах музея, воссоздавая атмосферу быта той или иной эпохи. Подаренный жительницей г. Новокузнецка Еленой Павловной Ивановой шкаф-буфет 1928 года изготовления интересен лаконичным декором. После небольших реставрационных работ он, наряду с другими, обретет вторую жизнь и будет использоваться в выставочных проектах.
![]() |
Шкаф-буфет, с нишей. СССР. 1928 г. Дерево, металл, стекло рифленое. Столярная работа, штамповка, стеклоделание. Дар Е.П. Ивановой. КП 2731 |
«Сколько вешать в граммах?» - фраза, ушедшая в народ из рекламного ролика сотового оператора «Билайн» в 1990-х, сейчас известна многим. А что мы знаем о весах? Первые образцы устройства или прибор для определения веса, то есть весы, найденные археологами, относятся к V тысячелетию до н. э., применялись они в Месопотамии. К настоящему времени прибор для взвешивания массы имеет много разновидностей и классификацию по принципу действия, эксплуатационному назначению, точности, способу установки, виду уравновешивающего, грузоприемного и отсчетного устройств.
В начале этого года музейная коллекция весов пополнилась образцами, подаренными С.И. Чупиным и переданными А.В. Чекалиным. Дополнением к ним идут и несколько образцов гирь середины XX века – 1970-х гг. производства СССР.
Говоря о дарителях, нужно отметить, что Сергей Иванович Чупин передал в музей уже около 200 предметов, среди которых много образцов инструментария и техники.
Наши дарители передают на первый взгляд обыденные вещи массового выпуска из недавнего прошлого, но быстрое изменение современного мира убеждает нас в том, что эти предметы уже исчезают из жизни, и их необходимо собирать сейчас. Благодаря неравнодушным людям, которые безвозмездно приносят в музей предметы, ставшие уже ненужными в современной жизни, но представляют собой определённую культурную, историческую или краеведческую ценность, расширяются музейные коллекции.
Самые интересные приобретения, поступившие в фонды в течение 2020 года, будут демонстрироваться на временной выставке «Спасенная реликвия» в конце года.
Выставка подготовлена ст. н. с. выставочного отдела Н.Г. Паньшиной. Материалы предоставлены главным хранителем Е.В. Вертышевой. Фото Павла Лосева.