ЗАБЫТЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ: АСТРЕЦОВО
В 70-80-е гг. XIX в. в России стали появляться мастерские по выпуску металлических игрушек. В 1875 г. в Санкт-Петербурге была основана мастерская Дейзмана, а в 1877 г. — мастерская Шмидта, в которой из жести и олова делали солдатиков, повозки, мебель. С 1881 г. в Риге стала работать игрушечная фабрика Фирке и Лейтке, а в Москве в этом же году открылась фабрика В.А. Ковыршина, выпускающая гремушки, волчки, дудки.
Они, чаще всего, повторяли ассортимент привозной немецкой игрушки. Спрос на металлическую игрушку рос и вызвал распространение её производства в других районах России.
Примерно в то же время, а именно в 1872 г., в Московской губернии появился уникальный промысел по изготовлению жестяной игрушки. Здесь и раньше существовало большое количество ремесленников, занятых обработкой металла. Мастера изготовляли предметы, необходимые в быту: столовую посуду, чернильницы, чайники, вёдра, кастрюли, замки и фонари.
Возникновение промысла жестяной игрушки здесь связано с именем Петра Николаевича Талаева, крестьянина из села Андреевского Дмитровского уезда.
До того, как он стал заниматься изготовлением жестяной игрушки, он работал в Москве, где делал из жести фонари для карет.
Потом это ремесло перестало приносить доход и П.Н. Талаев возвращается домой. По пути он заехал в Сергиев Посад и там увидел, как изготовляют игрушки из глины и дерева. После этого он решил тоже заняться изготовлением игрушек, но только из привычного для себя материала – жести.
П.Н. Талаев поселяется в 1858 г. в селе Астрецово, где строит большой дом. В 1872 г. он, вместе с сыновьями, создаёт мастерскую. Название села и дало имя промыслу. Мастерская представляла собой довольно просторную избу, где возле окна стояла специальная печь для пайки жестяных изделий. Основными инструментами были ножницы по металлу, молотки, пилы по металлу и дереву, плоскогубцы, паяльники.
После смерти Петра Николаевича дело подхватили его сыновья. Сначала мастерская перешла к старшему сыну, Павлу Петровичу. Затем в дело вступили и другие сыновья, Дмитрий и Иван.
Рис. 1. Павел Петрович Талаев – владелец мастерской жестяной игрушки в с. Астрецово (фото 1902 г.). (Из фондов ГИМа). |
Рис. 2. Евстафий Петрович Талаев - владелец мастерской жестяной игрушки в г. Дмитров (фото 1902 г.). (Из фондов ГИМа). |
Каких только игрушек не выпускала мастерская! Были здесь и музыкальные – «волторки» с пищиком, сделанные из дерева с язычком из латунной пластинки. Были и чайные кукольные сервизы, копилки в виде домиков, ящики со звоном и движущимися фигурками. А позднее, на рубеже XIX – XX вв., появились и сложные заводные игрушки.
Дмитрий Петрович и Иван Петрович Талаевы даже участвовали со своей продукцией в зарубежных выставках и в это время получили немало наград.
Перед Первой Мировой войной в Астрецове работало уже четвёртое поколение мастеровых - владельцев Талаевых. Их мастерская по тем временам была прекрасно оборудована.
Производство металлических игрушек разрасталось. Кустари, работавшие у Талаевых, стали открывать собственное дело. Если в 1879 г. в Дмитровском уезде было 16 мастерских, то к началу XX в. их стало уже 69.
Рис. 3. Паяльный цех артели по производству жестяной игрушки (фото 1919 г.). (Из фондов ГИМа). |
Рос и ассортимент игрушек. Это и музыкальные забавы для малышей – свистульки, гремушки, волчки, пугачи, дудочки. И кукольный обиход – посуда, кухни, печки, умывальники. И технические игрушки – повозки с экипажами, пароходы, лодки, локомобили, мельницы, водокачки, фонтаны, качели, железные дороги с паровозами и вагонами.
Рис. 4. Колёсный пароход (начало XX в.). (Дмитровский музей - заповедник). |
Но простое перечисление игрушек не даёт представление о том, как они выглядели. Были они мастерски сделаны и разукрашены. Вот, например, игрушка «Пожарный обоз». Она состояла из шести упряжек: пары, тройки и четвёрки лошадей везли повозки с пожарными, телеги с машиной и водоподателем, бочкой для воды, лестницей и брезентом. При этом в бочку можно было налить воды – водоподатель и вправду работал как насос, лестница раздвигалась, а брезент снимался. Всё выглядело, как на самом деле. Да как нарядно! Пожарные в ярко-синих мундирчиках и золотисто-жёлтых касках управляли нарядными лошадками.
Рис. 5. Колёсный плуг (начало XX в.). (Дмитровский музей - заповедник). |
Одним из видов продукции были солдатики. Жестяной солдатик состоял из двух половинок отформованной жести на плоской подставке. Технология производства была предельно проста: сначала жесть формовали, затем две половинки спаивали между собой, припаивали фигурку к подставке и раскрашивали.
Рис. 6. Конник (конец XIX - начало XX вв.). (Дмитровский музей - заповедник). |
Рис. 7. Пехотинец (конец XIX - начало XX вв.). (Частная коллекция). |
А потом начались войны и революции, и стало не до игрушек. Мастерская стала изготовлять ручные гранаты и печки.
Дела шли всё хуже и хуже, а когда в 1943 г. умер последний представитель династии Талаевых, с ним закончилась и история мастерской. Часть её оборудования перешла в местную артель, которая со временем превратилась в фабрику по производству жестяной и пластмассовой игрушки.
Рис. 8. Грузовой фургон «Подарки» (50 – 60-е гг. XX в.). (Частная коллекция). |
Рис. 9. Пассажирский автобус (50 – 60-е гг. XX в.). (Частная коллекция) |
В настоящее время производство игрушек здесь прекращено, а предприятие изготовляет только бытовые изделия из полиэтилена.
От прежнего промысла не осталось почти ничего. Утрачены традиции, богатый ассортимент, технологии. Теперь астрецовскую металлическую игрушку можно найти только в музеях да в частных коллекциях. Например, в Дмитровском музее - заповеднике (Московская область) есть целый раздел, посвящённый жестяной игрушке из села Астрецово и некогда знаменитому на всю Россию промыслу.
Конечно, изготовление металлической игрушки не особенно характерно для народных промыслов. Но всё же в них ярко проявились черты русской игрушки – жизнерадостность и доброта. Мастера-кустари вкладывали душу в изготовление игрушек, поэтому каждая из них уникальна и неповторима.
Игрушки местных умельцев любили и ценили. Мастера старались передать свои секреты следующим поколениям. Поэтому астрецовскую игрушку по праву можно считать народной.
Материал подготовил с.н.с. музея Кауфман А.О.