Виртуальная выставка «Дамские штучки»

Во второй половине XIX - начале XX веков во внешнем облике дамы неизменно присутствовало множество аксессуаров – украшения, сумочки, перчатки, веера, зонты и прочее.

Виртуальная выставка «Дамские штучки» представляет коллекцию сумочек конца XIX - начала XX веков и несколько фотографий второй половины XIX - начала XX веков из фондов музея-заповедника «Кузнецкая крепость», представляющих такой модный атрибуты эпохи, как зонт.

 

Непременным атрибутом женского костюма была сумочка, которая подбиралась соответственно платью, шляпе, перчаткам, а также, собственно, назначению выхода - будь то прогулка, поход по магазинам, светский визит, торжественное мероприятие.

Первые женские сумочки как явление появились во Франции в XVIII веке и, в первую очередь, предназначались для рукоделия, которое носили с собой. Название маленьких женских сумочек, похожих на мешочки, происходит от французского слова «ridicule», что переводится как «смехотворный».

В XIX веке сумочки традиционно остаются небольшого размера, что связано, в первую очередь, с особенностями социального статуса женщин. Для дамы все необходимое помещалось в такой сумке – платок, нюхательная соль, зеркальце или пудреница. Все прочее обеспечивал находящийся рядом мужчина – отец, супруг. Сумочки были сшитые из ткани, вязаные, плетеные из бисера, закрывались с помощью шнурка, который стягивал верхнюю часть сумки.

Во второй половине XIX века появляются металлические застежки – «фермуары» (франц. «fermer» - закрывать). Сумочки, по большей части остаются прежнего вида – небольшие тканевые, сшитые или вязаные, украшенные вышивкой, бисером, жемчугом.

На фотографии супругов Шерлаимовых, хранящейся в фондах МАУК МЗ «Кузнецкая крепость», можно увидеть именно такую сумочку-ридикюль с металлическим фермуаром. 

Фото 1. Фотография черно-белая на паспарту. Портрет в полный рост Сергея Шерлаимова с супругой. Из семейного архива Шерлаимовых. к. XIX – н. XX вв. Картон, фотобумага, чернила - фотопечать, печать типографская, тиснение. 10,9*16,8 см (паспарту), 9,9*13,5 см (фото). Российская империя, Пермская губ, г. Шадринск, фотосалон С. Мамаева. МЗ КК КП 2956/2. Ф.9, оп.1, №2

К концу XIX века общественное положение женщины значительно изменяется: женщина могла путешествовать самостоятельно, осваивать некоторые профессии. В связи с этим сумочка из статусного аксессуара преобразуется в функциональный предмет гардероба. Они становятся и более практичными – кожаными с металлическими застежками. По размеру сумки сохранятся как небольшие формы, так и появляются более вместительные экземпляры.

На фото из фондов МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» начала XX века сестер Курбатовых Юлии Николаевны и Евгении Николаевны и на фото дамы с детьми изображены небольшие кожаные сумочки с металлическими застежками и ручками в виде цепочек.

Фото 2. Черно-белая фотография на паспарту. Парный портрет Курбатовой Юлии Николаевны и Курбатовой Евгении Николаевны. Из архива Курбатовых. 1908 г. Фотобумага, картон – фотопечать. Паспарту 10,5*6,3 см., фотография 9*5,5 см. г. Тара. МЗ КК КП 1803/7, Ф.8, оп.1, №7

 

Фото 3. Фотография черно-белая на паспарту с надписью «CABINET-PORTRAIT». Групповой семейный портрет с изображением женщины и четырёх детей в полный рост. 1904 г. Картон, фотобумага – фотопечать. 10,7*14 см. Российская империя. МЗ КК КП 1731, Ф.7, оп.6, №22

На фотографиях семьи Биро и семьи Пахомовых в руках у женщин уже более объемные кожаные сумки с ручками в виде кожаного ремешка.

Фото 4. Фотография чёрно-белая. Парный портрет мужчины и женщины у стойки. Афанасий и Надежда Пахомовы. н. XX в. Российская империя. Фотобумага, картон – фотопечать. 13,7*8,8 см. МЗ КК КП 1265, Ф.1, оп.1, №4

 

Фото 5. Черно-белая фотография. «Групповой портрет трех поколений». Семья Биро. н. XX века. Российская империя. Фотобумага, картон – фотопечать. 23,9*18 см. МЗ КК КП 321, Ф.7, оп.2, №4.

Несмотря на все социальные изменения дамы по-прежнему посещают светские мероприятия, театр. И здесь сумочка остается в первую очередь элегантным аксессуаром, несмотря на изменения в моде.

Большую популярность в конце XIX - начала XX веков приобретают сумочки из металла, выполненные в разных техниках. Часто для их изготовления применялись и драгоценные металлы – золото и серебро, а также драгоценные или полудрагоценные камни.

В коллекции музея хранятся несколько таких сумочек.

Сумочка театральная, украшенная стеклянными гранеными камнями с ручной цепочкой – выполнена на сетке из белых нитей, на которую закреплены металлические гнезда с прозрачными стеклянными ограненными вставками. Застежка – фермуар и ручка в виде цепочки.

Фото 6. Сумочка театральная, украшенная стеклянными гранеными камнями с ручной цепочкой. к. XIX – н. XX вв. Стекло, металл, ткань - промышленное изготовление. 13*14*2,5 см. МЗ КК КП 409, В 440.

Сумочка в виде саквояжа из серебра с имитацией тканевого плетения, механической застежкой-кнопкой и ручкой в виде цепочки. Внутри синяя тканевая подкладка. Сумочка делится на три отделения жесткими перегородками.

Фото 7. Сумочка дамская. 1884 г. Серебро 875°, шелк. 7,5*5,4*3 см. Российская империя, г. Москва. МЗ КК КП 342, В 387.

Серебряная сумочка из сплетенных металлических пластин. Полотно сумочки представляет собою ряды маленьких металлических пластинок с вогнутыми сторонами, которые крепятся своими углами на плоские кольца. Застежка – фермуар, ручка в виде цепочки с кольцом. Кольцо на ручке сумочки предполагало ношение ее на пальце.

Фото 8. Сумочка. 1908-1917 гг. Серебро 875° - штамп. 13,4*13,2 см. МЗ КК КП 656, В 616.

Не менее элегантным элементом женского образа был зонт.

Изначально функциональным назначением зонтов была защита от солнца. Об этом свидетельствуют и сами названия: umbrella (лат.) – «маленькая тень», parasol (франц.) – «щит от солнца». Происхождение русского слова «зонтик» ведут с петровских времен, считается, что оно происходит от голландского слова «zonnedek», означавшего навес от солнца на кораблях.

Настоящий пик популярности дамских зонтиков приходится именно на XIX век. Загорелое лицо и руки считались признаками дурного тона. Зонт был изящным атрибутом любой прогулки и использовался либо по назначению – как защита кожи от солнечных лучей, либо как трость (причем как мужчинами, так и женщинами).

Использовать зонт как защиту от дождя стали уже в XIX веке, но дамские зонтики по-прежнему остаются именно защитой от солнца, потому как на прогулки в дождь не выходили, а по делам перемещались в экипажах. Защитой от дождя служили для женщин накидки и плащи.

Зонты изготавливались на деревянном, костяном, а с середины XIX века - и на металлическом каркасе. Материи были самыми различными, как светлых, так и темных тонов, с отделкой тесьмой, кружевами, бахромой и даже мехами для зимнего варианта. Ручки зонтов варьировались от простых до изысканных, изготавливаемых из кости, дерева, металла, панциря черепахи. К ручке крепилась петля или кольцо для ношения на руке.

Дамские зонты были меньше мужских в диаметре, но с более высокими ручками. Причиной этому была мода на объемные дамские шляпки. К началу XX века конструкция шляпок повлияла и на конструкцию самого зонта – купол его приобрел более выпуклую форму.

В коллекции фотографий музея-заповедника «Кузнецкая крепость» хранится фото двух девочек с зонтом темного цвета, который применялся и в качестве трости, судя по длине верхней части.

Фото 9. Фотография чёрно-белая матовая на паспарту. Парный фотопортрет двух девочек в полный рост. к. XIX - н. XX вв. Фотобумага, картон – фотопечать. 16,6*10,8 см. Россия, г. Санкт-Петербург. МЗ КК КП 788, Ф.7, оп.5, №3

На другом фото из фондов музея дама с собакой в элегантном платье с темной отделкой воротника и рукавов, в тон отделке платья - шляпка и зонт темных тонов.

Фото 10. Фотография чёрно-белая матовая на паспарту. Портрет женщины с собакой в полный рост. к. XIX - н. XX вв. Фотобумага, картон – фотопечать. 16,3*10,7 см. г. Москва. МЗ КК КП 793, Ф.7, оп.3, №9.

Летние зонтики делались из белого или цветного шелка с кружевами и вышивкой ришелье, даже из ситца, но непременно с кружевами, оборками, бахромой и лентами.

На фотографии из музейных фондов купчиха Ольга Леонидовна Окулова держит в руке летний зонт. Зонт не отличается особым богатством отделки, но имеет значительную высоту, ажурную петлю для ношения и подобран в тон платью и обуви.

Фото 11. Черно-белая фотография. Купчиха О. Л. Окулова с сыновьями, Евгением и Иваном. 1913-1914 гг. Фотобумага, картон – фотопечать. Российская империя, Томская губерния, г. Кузнецк. МЗ КК КП 600, Ф.7, оп.2, №21

Дамские аксессуары постепенно трансформируются от вещей, маркирующих социальный статус, до функциональных элементов гардероба. Но во все времена они отличаются изяществом, элегантностью и строго соответствуют прочим элементам наряда женщины и обстановке, в которой она находится.

Выставка подготовлена с.н.с. выставочного отдела Ю. В. Костюченко. Фото художника-фотографа Ю. Н. Сычевой.

 

Купить билет