Ярким отличительным признаком «скифо-сибирского мира» является наличие у создавшего её населения специфического декоративно-прикладного искусства, получившего название «Скифо-сибирский звериный стиль». Это художественный стиль в искусстве племен степей Евразии VII-II вв. до н.э., в котором основное место принадлежало изображению животных и мифических существ, совмещающих в себе признаки различных животных. Животные часто представлены в сценах борьбы. Среди исследователей нет единого мнения о внутреннем содержании изображений животных. Очевидно, люди воспринимали их не просто как украшения. Набор образов довольно ограничен.
Несмотря на название «скифский», происхождение художественных традиций, да и сами характерные изображения, появились вне скифского суперэтноса, однако, все это оказалось очень популярно именно в среде кочевников, проживавших в широком степном и лесостепном поясах Евразии. Скифо-сибирский звериный стиль — особое художественное направление в искусстве, характеризующееся унифицированным набором образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические животные) — в строго определённых позах и композициях, с использованием особых приёмов моделирования деталей. Данному художественному направлению свойственны специфические приёмы стилизации, в первую очередь акцентирование определённых деталей изображения в ущерб другим элементам. Образы скифского звериного стиля украшают предметы вооружения и конского снаряжения, элементы одежды и т.д.
Памятники эпохи раннего железного века в изобилии исследованы в Южной Сибири. В фондах музея «Кузнецкая крепость» также имеется относительно небольшая коллекция предметов, украшенных изображениями зверей. Некоторые из предметов найдены прямо на территории музея, так как гора, на которой расположена крепость ранее имела название «Могильный мыс» именно потому, что по гребню горы тянулся большой курганный могильник скифского времени. При строительстве крепости памятник археологии был уничтожен почти полностью, однако, раскопки позволили обнаружить несколько погребений, разрушенных лишь частично. Они оказались или чуть глубже того слоя, что срыли при строительстве крепости, или немного за пределами крепостных валов. Также в фондах музея имеются предметы из скифского могильника Казанково, находившегося в устье р. Ускат, памятники с реки Чумыш и несколько предметов тагарской культуры, с севера Кемеровской области.
Среди образов скифского звериного стиля самое выдающее место занимает образ оленя. В коллекции музея также имеется прекрасная «оленная бляха» из экипировки тагарского воина. Такие бляхи находят в погребениях хорошо вооруженных воинов, они почти никогда не встречаются в детских или женских погребениях. "Оленная бляха".
Рис. 1. Бляха-олень. Коллекция предметов тагарской культуры. V-III вв. до н.э. бронза – литье. Инвентарный номер МЗ КК КП 147/3. А 4317 |
Плоское изображение оленя в так называемом "летящем галопе" - передние и задние ноги соединяются под брюхом оленя. Морда лосиная с характерной нижней губой. Рога дугой с 4 треугольными отростками. На обороте - петля для пришивания. Благородный олень, по мнению большинства археологов являлся символом солнца.
Другой характернейший образ в скифском зверином стиле — изображение свернувшегося хищного зверя.
Скифская бляшка с изображением собаки. Инвентарный номер: МЗ КК КП 703/8 А 12785 |
Свернувшийся хищник относится к наиболее ранним и популярным мотивам зооморфного искусства ранних кочевников Евразии. Это может быть «кошачий хищник», или как среди предметов из фондов музея, волк или собака. В фондах музея хранится круглая выпуклая бляшка из белого металла с тремя отверстиями в бортике. Можно предполагать, что она использовалась в качестве распределителя ремней на ножнах кинжала. Диаметр бляшки 3 см. Лицевая сторона бляшки украшена рельефным изображением свернувшегося в кольцо хищного зверя.
Подобный пес изображен на другом предмете из того же памятника.
Чекан с навершием в виде волка. Материалы раскопок курганной группы Казанково-10. В устье р. Ускат, курган-3. 1996 г. МЗ КК КП 921/1. А 12734 |
Это массивный бронзовый топор-клевец (чекан) с зооморфным навершием обуха. Боек чекана в сечении восьмигранный, а острие ромбическое. Обух чекана отлит в виде стилизованной фигуры стоящего волка (собаки) с выгнутой спиной, маленьким крючковатым хвостом, опущенной массивной головой с оскаленной пастью и кольцевыми завершениями коротких полусогнутых лап. Такое изображение, очевидно, должно было усиливать оружие, придавать ему магические свойства.
Очень похоже сделано навершие рукояти ножа.
Навершие зооморфное. Материалы раскопок курганной группы Казанково-10. В устье р. Ускат, курган-3. 1996 г. МЗ КК КП 921/7. А 12740 |
Навершие в виде бронзовой стилизованной фигурки зверя. У фигурки длинное узкое туловище с выгнутой спиной, приостренное, направленное вперед ажурное ухо, круглое отверстие на месте глаза и кольцевые завершения коротких полусогнутых лап. Кольцевые завершения морды и длинного хвоста в древности были повреждены, края сломов заполированы. С орудием фигурка соединялась кончиком морды и хвоста. К сожалению, сам нож не сохранился.
На другом чекане также присутствует хищник.
Чекан. Коллекция предметов тагарской культуры. МЗ КК КП 147/1. А 4315 |
Но это стилизованное изображение даже не целого животного, а только его части. Это изображение головы хищной птицы, возможно грифа — птицы связанной с миром мертвых.
Еще более интересны изображения на бронзовом зеркале.
Зеркало. Материалы раскопок 2006-2007 гг. курганной группы Первомайская. Период создания: VI – IV вв. до н.э. МЗ КК КП 1451/15. А 5264 |
Зеркало представляет собой диск диаметром 8 см с боковой ручкой в виде одностороннего рельефа (с вогнутой тыльной стороной) идущего вправо двугорбого верблюда. На обороте ручки есть шпеньки от недолитой петли. У верблюда показаны 4 ноги в нешироком шаге. Тыльная сторона диска покрыта рельефом в стиле «загадочных картинок». Основное изображение свернутый в кольцо волк с поджатым под морду хвостом. Лапы когтистые, пасть оскалена. У основания уха завиток. На лопатке волка голова барана, на крупе целая фигура барана. В пространстве за ухом волка и под брюхом головы птиц. На гладкой спине волка выгравирована фигура человека в фас (по пояс). Зеркало, очевидно, попало в Сибирь издалека. Верблюды не водятся в Сибири. Но изображения на оборотной стороне зеркала типично «скифо-сибирские».
Не реальные, а фантастические звери изображены на бронзовом навершии женской головной заколки.
Шляпка булавки. Материалы раскопок 2006-2007 гг. курганной группы Первомайская. МЗ КК КП 1451/6. А 5255 |
Навершие представляет собой выпуклый диск, на вогнутой стороне, в центре глухая втулка длиной 6 мм, с отверстием диаметром 3 мм, в котором были волокна дерева от булавки. Возле кромки (на вогнутой стороне) есть отломанный литник. Выпуклая поверхность украшена рельефом двух голов козлорогих грифонов, совмещенных теменем, а клювами повернуты в противоположные стороны. Грифоны — фантастические животные с птичьим клювом и туловищем льва.
Есть в коллекции музея и изображения, которые настолько стилизованы, что животные только угадываются в них это пронизки, украшавшие ремни сбруи или портупеи.
Пронизь фигурная. Материалы археологических раскопок 2003 г. на могильнике Кузнецк 1/5. МЗ КК КП 1383/9. А 12886 |
Подвеска имеет характерные «ноги» и наклонную «спину». Животное совсем не очевидно, но серии находок подобных пронизей заставляют считать это изделие изображением дикого кабана.
Изделия в скифском зверином стиле очень интересны. Они обладают художественной ценностью и рассказывают нам об эстетических вкусах людей, живших более 2000 лет назад, об их духовный запросах, о развитой мифологии, о верованиях и суевериях. Это очень интересный исторический источник.
К.И.Н. Кузнецов Н.А.