Историческое прошлое….. Упаковки

Данная виртуальная выставка знакомит посетителей сайта музея с весьма необычным предметом коллекционирования – упаковкой. В музеях до недавнего времени этому, казалось бы, рядовому предмету быта весьма мало уделялось внимания, подчас считая упаковочные предметы ненужными и бесполезными. Однако, как и любой другой предмет своей эпохи, упаковка может не только многое рассказать о бесследно исчезнувшем прошлом, но и представляет собой художественную ценность. Сегодня мы откроем посетителям некоторые факты из истории развития упаковки на примере фондовых коллекций нашего музея.

Как сохранить продукты своего труда? - этот вопрос всегда волновал «человека разумного». Достойный «ответ» был найден несколько тысячелетий назад. Им оказалась упаковка.

 

Корзина плетеная и туеса берестяные XX века –  наследники древних традиций. Инв.№№ КП НВФ 151, КП ОФ 16, 1550, 366/1,2

Деревянное днище туеса XVII в. Памятник «Кузнецкий острог - г. Кузнецк». Инв.№ КП 2062/5

Дерево считается самой древней формой упаковки: плетёные корзины использовались человеком ещё в эпохе палеолита. Самые древние образцы деревянных ящиков и плетеных корзин были обнаружены в египетских гробницах. В 500 г. до н.э. в Галлии появляются бочки из дерева, которые использовали исключительно для хранения и перевозки вина.

Берестяные туеса можно назвать уникальным древнерусским вариантом традиционной упаковки: в них продукты и носили, и сохраняли. Изготовление изделий из бересты считается одним из самых старых ремёсел и является исконно русским. Промысел был распространён на русском Севере, Урале и Сибири. При раскопках Кузнецкого острога археологами музея было обнаружены днища туесов XVII в., а также многочисленные остатки берестяных изделий, которые позволяют говорить о развитии в нашем городе в древности берестяного промысла. В туесах хранили молоко, сметану, мёд и другие продукты. Продукты хранились в них очень долго, т.к. береста обладает бактерицидными свойствами, причём молоко и квас в жару в туесе долго оставались холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывала.

Сосуд глиняный – плоскодонная банка. XVII в. до н.э., бронзовый век. Крохалевская культура. Памятник «Кузнецк ½». Раскопки 1990 года близ Спасо-Преображенского собора. Инв.№ КП 2064/1  Сосуд глиняный лепной в форме закрытой круглодонной чаши. VII в. до н.э., поздняя бронза. Позднеирменская культура. Памятник «городище Абагурское 2». Новокузнецкий район, р. Томь. Раскопки 2015 г. Инв.№ КП 2114/286
 Сосуд глиняный лепной в виде кувшина с узким горлом и шаровидным туловом. VI-IV вв. до н.э.. Скифское время. Памятник«Курганная группа Первомайская». Алтайский край, Целинный район, с. Победа. Раскопки 2007 года.Инв.№ КП 1451/8  Сосуд глиняный лепной в форме горшка. X-VIII до н.э. Ирменская культура.  Памятник «поселение Аба 1». Новокузнецкий район, левый берег реки Аба. Раскопки 1994 года. Инв.№ КП 413/18

В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Самой ранней техникой изготовления глиняной посуды, изобретенной около 5000 лет до н.э., в эпоху раннего неолита, была лепка сосуда вручную из комка глины. Глину мяли и выдавливали до получения нужной формы. Образцы изделий, выполненных в этой древней технике, были обнаружены в Иордании, Иране и Ираке. В фондах музея «Кузнецкая крепость» хранится множество глиняных сосудов, найденных в ходе археологических раскопок на территории Кемеровской области и соседнего Алтайского края. Изготовленные в различные эпохи представителями разных культур эти сосуды использовались не только для приготовления, но и для хранения  пищи и жидкостей. Мы по праву можем назвать эти изделия образцами самой древней местной «упаковки», выполненной из глины.

Фрагменты стеклянных сосудов, Западная Европа, XVII – XVIII вв. Памятник «Кузнецкий острог - г. Кузнецк». Раскопки разных лет. Инв.№№ КП 925/42, 976/18, 538, 288, 615, 442, 604, 1009, 1149, 1007, 1008, 1896/26
Образцы стеклянных сосудов с эмалевой росписью, Западная Европа, XVII-XVIII вв. Лувр.

Стеклянная тара – один из древнейших видов упаковки. По одной из версий стекло явилось побочным продуктом гончарного ремесла, по другой – появилось  в ходе выплавки меди. Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине 4 тысячелетия до н.э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний. Стеклодувная трубка, изобретенная сирийскими мастерами в Вавилоне в I веке до н.э., существенно упростила процесс производства стеклянных сосудов. В средние века сложился центр стекольного производства в Италии (остров Мурано), от куда секреты мастерства стеклодувов расходились по всей Европе. Фабрики в Италии, Англии, Богемии, Нидерландах, Германии производили причудливого облика декоративные сосуды: высокие и изящные, плоские или почти шарообразные, которые украшались выпуклыми рельефными рисунками с изображением цветов, плодов и сценок из античной мифологии.

 При раскопках места расположения Кузнецкого острога было найдено более 10 фрагментов стеклянных изделий, сохранивших остатки эмалевой росписи и рельефные рисунки. Предположительно, изделия были изготовлены в Европе либо на Украине в XVII-XVIII веках и привезены в сибирский город с целью продажи состоятельному населению.

Бутыль аптечная стеклянная для хранения лекарств, Россия, XIX в. На тулове – изображение герба Российской империи (двуглавый орел) и надписи «АПТЕКА», «PHARMACIE». Инв.№ КП 203 Бутылочки аптечные стеклянные для хранения лекарств, Россия, XIX – начало XX в. Раскопки 1992 года солдатской казармы Кузнецкой крепости.  Инв.№№ КП 79/1, 3, 5, 6, 79, 80, 81
Аптечные сигатуры  1903 г. Бумажные ярлыки, которые прилагались к лекарствам, отпускаемым по рецептам врача. На сигатурах писали сам рецепт, имя больного и порядок приема. Инв.№ КП 2204, 2205

В 1611 году в Англии была изобретена печь для обжига стекла, работающая на каменном угле. В результате производство стекла стало более дешевым и оперативным, а бутылки и флаконы из предмета роскоши превратились в удобные сосуды, пригодные для торговли разнообразными продуктами. Так, в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали продаваться «патентованные» лекарственные средства – эликсиры, бальзамы и пилюли. Именно упаковку для лекарств принято считать началом современной упаковки.

Промышленное производство стеклянной тары началось в 1824 году с изобретением прессованного стекла, его освоение в России произошло в середине XIX века.

Коллекция аптекарской посуды, сформированная в музее, в основном сложилась в ходе раскопок солдатской казармы, где во второй половине XIX века располагался военный лазарет г. Кузнецка. Это небольшая медицинская часть  появилась в городе еще в начале XIX века как пункт помощи военным чинам гарнизона Кузнецкой крепости. С обустройством Кузнецкого тюремного замка лазарет стал обслуживать арестантов. Ввиду нехватки врачей и отсутствия больницы на протяжении целого столетия (вплоть до начала XX века) Кузнецкий лазарет принимал также обычных заболевших горожан, выполняя по сути функции единственного медицинского учреждения в удаленном от центра городке.

Необходимо отметить, что аптечные флаконы изготавливались на стеклянных заводах европейской части России из бесцветного и цветного стекла. Характерным отличием этих бутылочек были рельефные надписи или рамки, покатые плечики, горлышки с валиком или сливом («с капельницей»), не срезанные переходы граней, а закругленные. На гладкой стороне либо в рамке могла приклеиваться бумажная этикетка. 

 

 
Флакон парфюмерный, Россия, начало XX в. На тулове - изображение герба Российской империи (двуглавый орел) и надпись «Тво Брокар и К». «Брокаръ и К» - товарищество парфюмерного производства в Москве, одна из крупнейших парфюмерных фирм в России в XIX-XX веках. Инв.№ КП 384  Флакон для духов, Россия, XIX – начало XX вв. На дне выпуклая цифра «2». Раскопки 1994 года солдатской казармы Кузнецкой крепости.Инв.№ КП 153/72

 

Заимствованные Россией в Германии, Франции, Англии и США способы взвешивания фармацевтов и парфюмеров постепенно определили «стандартные» размеры стеклянной тары. Параллельно с десятичной системой из Франции и Германии существовал «нюрнбергский аптекарский фунт», равнявшийся 12 унциям, 84 золотникам или 356,783 граммам. Двойственность измерения, вероятно, нисколько не смущала ни производителей, ни потребителей. Рекламные проспекты стекольных заводов XIX и начала XX веков включают указания вместимости своей продукции и в унциях, и в золотниках,  и фунтах.

На донышках сосудов располагались отдельные цифры: 1/2, 1, 2, 3, 4, 6, ..., 12 . За каждой из цифр, мог скрываться объем флакона и вес его содержимого (в золотниках или в унциях), номер изделия, номер партии поставки, номер заказа. Несоответствие цифровой маркировки и весовых и объемных категорий вполне могло способствовать обману покупателей.

Упаковка из стекла для массовой продукции стоила от 1 до 6 копеек за флакон. Неординарное стекло разрабатывалось художниками индивидуально, по специальным заказам и эскизам, штучно. В розницу покупатели приобретали духи от 9 копеек до нескольких рублей за флакон. Можно было купить «народные духи» на основе «ассорти» за 10, 15, 20 и 35 копеек. Специальные запахи, «спрятанные» в изысканное стекло, оценивались в 1, 2 с половиной, 5, 6 и более рублей.

 

 

 Бутылка винная из темно-зеленого стекла, Россия, XIX – начало XX вв. Сборы 2008-2009 годов на Кузнецкой крепости, штаб-офицерский дом. Инв.№ КП 1463/9  Бутылки из-под минеральной воды, Россия, XIX – начало XX вв. Рельефные надписи на поверхностях бутылок: на одной СП?Б. ЗАВ ИСК МИНВОДЪ; на другой - «ТД», ниже «Б.З.». Раскопки 1994 года солдатской казармы Кузнецкой крепости. Инв.№№ КП 153/22, 382

 Фляжка солдатская из бесцветного стекла, Россия, первая половина XX века. Инв.№ КП 1801  Фрагменты штофов из зеленого стекла, Россия, XIX в. Сборы на обер-офицерском доме Кузнецкой крепости в 2000-2007-е гг. Инв.№№ КП 1450/123, 137

Российские производители освоили технологию машинного «литья» бутылок, которая позволяла придавать им точную геометрическую форму, что привело к увеличению разнообразия бутылочных форм. Так каждому напитку в России соответствовала бутылка определенной конфигурации и цвета. Была бутылка пивная, ликерная, коньячная, бутылка простая, столовая, для шампанского, для аглицкой горькой. Особой популярностью пользовался штоф - четырехугольная емкость с коротким горлышком. И форма, и термин пришли в Россию из немецкого языка в 1736 году. Штоф в соответствии с метрической системой XVIII века должен был вмещать десятую часть ведра. Однако подавляющее большинство русских зеленых штофов соответствовало объему в виде восьмой части ведра. Помимо полных штофов изготовлялись также полуштофы.

 

 

Шкатулка стеклянная для хранения чая. «Товарищество Василий Перлов с сыновьями», Россия,конец XIX в. За более чем столетнюю торговлю Перловы стали «чайными королями» России. В конце XIX века Перловы имели 88 магазинов в России и Европе, а в одной только Москве - 14 магазинов. По указу Александра III в год столетия фирмы Перловых им было пожаловано дворянство и звание Поставщиков Двора с правом изображения государственного герба и надписи «придворный поставщик». Инв.№ КП 330

 В России оформлению упаковки для чая, кофе, кондитерских изделий и др. почти до конца XIX века уделялось мало внимания. И только бурное развитие легкой и пищевой промышленности, а также возникшая конкуренция российских товаров с европейскими заставили отечественных предпринимателей обратить внимание на внешний вид упаковочной продукции. Уже тогда покупатель с большим доверием относился к товарам, упакованным в добротные и изящно оформленные деревянные, стеклянные коробки, банки и футляры. Российские производители стали указывать на своей упаковке рекламные надписи и название производителя. Особой гордостью любой фирмы являлось звание «придворный поставщик» и получившие разрешение на это наименование, немедленно вносили его в свои реквизиты.

Декоративно выполненная стеклянная чайница фирмы Перловых из фондов музея, украшенная выпуклым гербом и рельефным рисунком, демонстрирует один из самых изящных видов упаковки для состоятельных семей. Тем не менее, одной из главных заслуг Перловых является широкое распространение в России чая, который еще в начале XIX века был не известен в стране. Летописец Кузнецка И.С.Конюхов, характеризуя быт горожан в начале 1800-х годов, относит чай к предметам роскоши и сообщает: «родитель мой чаю приваживал из Томска 60 фунтов весу, который продавал по целому году по 1 руб. 20 коп. за фунт». Перловы «удешевили» чай за счет прямых поставок продукта из Китая и закупки напрямую в Кяхте. Так, быстро завоевав популярность у простого народа и в то же время сохранив качество, чай стал не только любимым русским напитком, но и одним из символов России.

 

Коробка жестяная для хранения чая сорта «Синшенху» со сценами из китайской жизни. Торговый  дом Василия Перлова с сыновьями, Россия, рубеж XIX-XXвв.  Надписи: на крышке: Василiй Перлов с сыновьями фирма существует въ Москве с 1782 Синшенху; на основании: Придворный поставщик торговый дом Василий Перлов с сыновьями ½ ф 1р 10 к. Инв.№ КП 1569

 

Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в Англии. Сначала это были серийные коробки для бисквита. Затем в «жестянках» стали продавать чай, печенье, леденцы и другие продукты питания. В России жестяная упаковка появилась в 80-х годах XIX века. Первоначально коробки украшались бумажными этикетками, позднее рисунок и рекламную информацию стали печатать методом хромолитографии непосредственно по жести. Наиболее известными российскими предприятиями, специализировавшимися на производстве «жестянок», были: «Акционерное общество В.В.Бонакер», «Печатня А. Жако и К°», фабричное жестяное издательство торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести товарищества «Н.С. Растеряев», «Фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве».

В перловских магазинах, в одних из первых, стали продавать чай в красиво оформленных жестяных баночках с надписями, сообщающими о пользе чайного напитка в России. Наряду с новой упаковкой Василий Перлов использовал еще один оригинальный ход: применил китайский стиль в оформлении магазинов, одежды персонала, интерьеров и конечно, упаковки.  

Коробка для чая в виде сундучка, Торговый  дом Сергея Васильевича Перлова в Москве, Россия, рубеж XIX-XX вв. Жесть, тиснение, хромолитография. Инв.№ КП 533

 

Коробка для меда, Россия, рубеж XIX-XX вв. Жесть, хромолитография. Надпись на крышке: «Ароматический настоящий пчелиный сотовый мед». Инв.№ КП 460

 

Обычно форму коробки и эскиз оформления разраба­тывали на упаковочном произ­водстве. Жестяные коробки (паянные или завальцованные) быва­ли самых разнообразных форм и размеров: прямо­угольные, со скругленными краями, круг­лые, фигурные, в виде корзи­нок, саквояжей, сундучков и т.п. Крыш­ки могли быть откидные или съемные, иногда имели замки. Образцы тары рас­сылались по фабрикам, а производитель продуктов делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта товара. Поразительное разнообразие форм жестя­ных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упако­ванные в них товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, кара­мель, монпансье, чай и пр.

Упаковки для чая и меда из музейной коллекции рассказывают об одной из особенностей кухни сибиряков до революции – пристрастию к чаепитию. Европейский путешественник отмечал: «чай для сибиряка, что для ирландца картофель; многие его пьют стаканов по 40 в день». В России сортов чая было много. Употреблялся чай цветочный, черный, байховый, зеленый, плиточный и кирпичный; разница была в возрасте листьев и способах приготовления. В середине XIX в. хорошие сорта стоили от 2 руб. и выше за фунт. Сибиряки любили так называемый «кирпичный» чай, представлявший из себя прессованную чайную крошку. Байховый дорогих сортов продавался преимущественно в Центральной России и крупных сибирских городах. Непременным спутником чаепития был мед — излюбленное лакомство сибиряков. Его подавали в конце обеда, как отдельное блюдо, в сотах или очищенным, и ели, макая в него хлеб или свежие огурцы. Мед добавляли ко многим постным кушаньям: каше, горошнице, киселю, смешивали с толченым конопляным семенем, свежими и мочеными ягодами, с ним варили варенье. Мед, собранный с разнотравья, по своему качеству и аромату был одним из лучших и под названием «алтайский» вывозился в европейскую часть страны и за границу.

 

Коробка жестяная для кондитерских изделий. Кондитерская фабрика Торгово-промышленного товарищества «Т.А. Афониной С=вья», Екатеринбург. Начало XX в. Надписи и изображения: на передней и задней стенках: «Кондитерская фабрика Торгово-промышлен.Т-ва «Т.А. Афониной С=вья» въ Екатеринбургъ. Отдъленiи въ Челябинскъ, въ Камышловъ и на ярмаркахъ»; изображение медали  за Международную выставку в Брюсселе 1905 г.; по краю стенок нечитаемые остатки надписи о производителе упаковки. Инв.№ КП 389

 

 
Коробка для карамели. Карамельная фабрика Торгового дома братьев Г. и А. Серебряковых, Царицын. Рубеж XIX-XX вв. Жесть, тиснение, хромолитография. Инв.№ КП 931/1,2

На упаковке всегда изображали на­грады кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на российских и международных торгово-промышленных выставках. Даже если награ­да давалась за отдельный вид продукции, например, монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кон­дитерской продукции этой фирмы. Все надписи, сделанные на упаковке, долж­ны были быть дозволены цензурой. Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недо­бросовестных произво­дителей, для этого на коробке помещалась фа­бричная марка, которую надо было зарегистриро­вать в Департаменте тор­говли и мануфактур, а позднее в Отделе промышленности Министер­ства финансов.

Среди жестяных упаковок нашей коллекции имеются интересные банки мало известных теперь кондитерских фабрик Т.А. Афониной и братьев Серебряковых из российских городов Екатеринбург и Царицын (совр. Волгоград). Упаковки этих фабрик привлекательны по своему оформлению и ничуть не уступают изделиям ведущих российских фирм, ведь даже в самых отдаленных городах страны фабриканты старались преподнести свой товар на высшем уровне, заказывая специальную жестяную упаковку в столице, благодаря этому оформление их продукции ни в чем не уступало московскому.

Коробка картонная  для конфет. Московская конфетная фабрика «Модернъ», Москва; Фабрика плакатов купца 1-ой гильдии  И.А. Абрамовича, Пермь, начало XX в.  Инв.№ КП 390/1,2 Пачка для папирос «Пушки». СССР, г. Ленинград. Ленсельпром, Государственная табачная фабрика № 1, 1930-е гг. Картон, краска, типографская печать. Инв.№ КП 2196
Коробка картонная для набора "Подарок первокласснику". СССР, 1955 г. Инв.№ КП 1895 Коробка для хранения зубного порошка «Особый». СССР, г. Куйбышев. Картон, краска, бумага. 1980-е гг. Инв.№ КП 2098/1.2
Коробка для сладостей. СССР, 1960-е гг. Картон, бумага, жесть, краска, никелировка. Заводское изготовление. Инв.№ КП 2014/1,2

Производство коробок из картона в Европе и США стало отдельным ремеслом еще в конце XVIII – начале XIX века. Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые коробки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму. Заказывали такие коробки – ювелиры, аптекари и производители конфет. Однако, коробки, поставляемые заказчику в собранном виде, занимали на складах много места. Проблему со складированием упаковки удалось решить, когда в 1850 году появилась первая складная коробка. Однако ее промышленное производство началось только в 1880-е годы после случайного изобретения Робертом Гейром, владельцем бруклинской типографии, специального штампа: его металлическая линейка печатного станка в ходе поломки стала делать ровные прорези в пакетах.

В дореволюционных кондитерских в картонные упаковки хрупкие шоколадные конфеты укла­дывали в один ряд, иногда в дополнитель­ной обертке. Печенье насыпали в коробку рос­сыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количе­ство товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.

В советское время картонная упаковка довольно часто вытесняла жестяную упаковку как более дешевая в производстве. 

Флакон стеклянный парфюмерный. СССР, г. Москва. 1920-1930-е годы. Клеймо на тулове: «ТЭЖЭ Москва», между словами - логотип из букв «Т» и «Ж».Сборы 2012 года на месте памятника "Кузнецкий острог-г. Кузнецк". Инв.№ КП 2056/10
   
Бутыль стеклянная молочная. На тулове надпись: "Наркомпищепром. СССР. Главмолоко". СССР, 1930-1940-е гг. Инв.№ КП 1972 Бутыли стеклянные молочные. Емкость 0,5 литра. СССР, 2 половина XX в. Инв.№№ КП 1926, 2067 

После Октябрьской революции 1917 г. изготовленные запасы этикеточной и упаковочной продукции повсеместно уничтожались, поскольку на ней были имена и товарные знаки царского времени. Однако все виды и типы упаковок, возникшие ранее, продолжали существовать, только с новой символикой и надпи­сями. Традиции русского оформительства стали вытесняться новым «революционным» дизайном, который по художественному уровню был ближе к агитплакату, нежели к образцам настоящего декоративно-прикладного искусства. В советское время, не смотря на то, что власти не придавали упаковке никакого значения, над оформлением тароупаковочной продукции работали высоко профессиональные художники-оформители, которыми был создан оригинальный «советский стиль» оформления упаковки.

Вплоть до начала 1990-х годов советской промышленностью широко использовались бутылки различной ёмкостью под молочную продукцию. В отличие от обычных бутылок, молочная бутылка имела широкое горлышко и закупоривалась не пробкой или крышкой, а фольгой. При этом на фольгу методом тиснения наносилась вся информация о продукте и производителе, включая розничную цену.

 

 

 

 
 Коробки жестяные для хранения зубного порошка. СССР, г. Москва, фабрика «Свобода». 1950-1960-е гг. Инв.№ КП 2085, 2096, 2097/1,2, 2215
   
Коробки жестяные для чая. СССР, Московская чаеразвесочная фабрика им. В.И. Ленина. 1950-1960-е гг.  Инв.№№ КП 2051, 2197 Коробки жестяные  для конфет. СССР, 1950-1960-е гг. Инв.№ КП 2199/1,2, 2209/1,2, 2210/1,2, 2211/1,2, 2212/1,2, 2214/1,2


В советское время жестяные коробки изготавливали небольшими тиражами в основном для особых случаев или праздников. Наибольшее количество упаковки этого периода посвящено юбилеям Великой Октябрьской социалистической революции и победе в Великой Отечественной войне. Отражались в упаковке и значительные события в мирной жизни - строительство метрополитена, возведение зданий и пр. В 1960-е гг. на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами. Постепенно праздничная кондитерская упаковка становилась все более однообразной. В оформлении преобладал красный цвет и строго выверенная и утвержденная советская символика.

Несмотря на то, что история упаковки уходит своими корнями в далекое прошлое, популярным предметом коллекционирования она стала совсем недавно. Сформированная в музее коллекция постоянно пополняется, а сами упаковки, созданные в России и в СССР в XIX – ХХ вв., вызывают огромный интерес не только как произведения прикладного, да и подчас высокого искусства, но и как сохранившиеся исторические документы.

 

 

 

 

Составитель гл. хранитель Вертышева Е.В.

 

Литература и ресурсы интернет

  1. Сладкая жизнь. Жестяная упаковка кондитерских фирм России: Каталог. Составитель Л.Ю. Березовская. СПб. 2006.
  2. М. Л. Никифирова,  А.В. Сакович. Жестяная упаковка дореволюционной России: www.pribaikal.ru/talci-item/article/2248.html
  3. К. Архангельская. Всеобщая история упаковки: www.officemart.ru/souvenir/articles/articles1251.
Купить билет