Данная виртуальная выставка знакомит посетителей сайта музея с весьма необычным предметом коллекционирования – упаковкой. В музеях до недавнего времени этому, казалось бы, рядовому предмету быта весьма мало уделялось внимания, подчас считая упаковочные предметы ненужными и бесполезными. Однако, как и любой другой предмет своей эпохи, упаковка может не только многое рассказать о бесследно исчезнувшем прошлом, но и представляет собой художественную ценность. Сегодня мы откроем посетителям некоторые факты из истории развития упаковки на примере фондовых коллекций нашего музея.
Как сохранить продукты своего труда? - этот вопрос всегда волновал «человека разумного». Достойный «ответ» был найден несколько тысячелетий назад. Им оказалась упаковка.
Корзина плетеная и туеса берестяные XX века – наследники древних традиций. Инв.№№ КП НВФ 151, КП ОФ 16, 1550, 366/1,2 |
Деревянное днище туеса XVII в. Памятник «Кузнецкий острог - г. Кузнецк». Инв.№ КП 2062/5 |
Дерево считается самой древней формой упаковки: плетёные корзины использовались человеком ещё в эпохе палеолита. Самые древние образцы деревянных ящиков и плетеных корзин были обнаружены в египетских гробницах. В 500 г. до н.э. в Галлии появляются бочки из дерева, которые использовали исключительно для хранения и перевозки вина.
Берестяные туеса можно назвать уникальным древнерусским вариантом традиционной упаковки: в них продукты и носили, и сохраняли. Изготовление изделий из бересты считается одним из самых старых ремёсел и является исконно русским. Промысел был распространён на русском Севере, Урале и Сибири. При раскопках Кузнецкого острога археологами музея было обнаружены днища туесов XVII в., а также многочисленные остатки берестяных изделий, которые позволяют говорить о развитии в нашем городе в древности берестяного промысла. В туесах хранили молоко, сметану, мёд и другие продукты. Продукты хранились в них очень долго, т.к. береста обладает бактерицидными свойствами, причём молоко и квас в жару в туесе долго оставались холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывала.
Сосуд глиняный – плоскодонная банка. XVII в. до н.э., бронзовый век. Крохалевская культура. Памятник «Кузнецк ½». Раскопки 1990 года близ Спасо-Преображенского собора. Инв.№ КП 2064/1 | Сосуд глиняный лепной в форме закрытой круглодонной чаши. VII в. до н.э., поздняя бронза. Позднеирменская культура. Памятник «городище Абагурское 2». Новокузнецкий район, р. Томь. Раскопки 2015 г. Инв.№ КП 2114/286 |
Сосуд глиняный лепной в виде кувшина с узким горлом и шаровидным туловом. VI-IV вв. до н.э.. Скифское время. Памятник«Курганная группа Первомайская». Алтайский край, Целинный район, с. Победа. Раскопки 2007 года.Инв.№ КП 1451/8 | Сосуд глиняный лепной в форме горшка. X-VIII до н.э. Ирменская культура. Памятник «поселение Аба 1». Новокузнецкий район, левый берег реки Аба. Раскопки 1994 года. Инв.№ КП 413/18 |
В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Самой ранней техникой изготовления глиняной посуды, изобретенной около 5000 лет до н.э., в эпоху раннего неолита, была лепка сосуда вручную из комка глины. Глину мяли и выдавливали до получения нужной формы. Образцы изделий, выполненных в этой древней технике, были обнаружены в Иордании, Иране и Ираке. В фондах музея «Кузнецкая крепость» хранится множество глиняных сосудов, найденных в ходе археологических раскопок на территории Кемеровской области и соседнего Алтайского края. Изготовленные в различные эпохи представителями разных культур эти сосуды использовались не только для приготовления, но и для хранения пищи и жидкостей. Мы по праву можем назвать эти изделия образцами самой древней местной «упаковки», выполненной из глины.
Фрагменты стеклянных сосудов, Западная Европа, XVII – XVIII вв. Памятник «Кузнецкий острог - г. Кузнецк». Раскопки разных лет. Инв.№№ КП 925/42, 976/18, 538, 288, 615, 442, 604, 1009, 1149, 1007, 1008, 1896/26 |
Образцы стеклянных сосудов с эмалевой росписью, Западная Европа, XVII-XVIII вв. Лувр. |
Стеклянная тара – один из древнейших видов упаковки. По одной из версий стекло явилось побочным продуктом гончарного ремесла, по другой – появилось в ходе выплавки меди. Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине 4 тысячелетия до н.э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний. Стеклодувная трубка, изобретенная сирийскими мастерами в Вавилоне в I веке до н.э., существенно упростила процесс производства стеклянных сосудов. В средние века сложился центр стекольного производства в Италии (остров Мурано), от куда секреты мастерства стеклодувов расходились по всей Европе. Фабрики в Италии, Англии, Богемии, Нидерландах, Германии производили причудливого облика декоративные сосуды: высокие и изящные, плоские или почти шарообразные, которые украшались выпуклыми рельефными рисунками с изображением цветов, плодов и сценок из античной мифологии.
При раскопках места расположения Кузнецкого острога было найдено более 10 фрагментов стеклянных изделий, сохранивших остатки эмалевой росписи и рельефные рисунки. Предположительно, изделия были изготовлены в Европе либо на Украине в XVII-XVIII веках и привезены в сибирский город с целью продажи состоятельному населению.
Бутыль аптечная стеклянная для хранения лекарств, Россия, XIX в. На тулове – изображение герба Российской империи (двуглавый орел) и надписи «АПТЕКА», «PHARMACIE». Инв.№ КП 203 | Бутылочки аптечные стеклянные для хранения лекарств, Россия, XIX – начало XX в. Раскопки 1992 года солдатской казармы Кузнецкой крепости. Инв.№№ КП 79/1, 3, 5, 6, 79, 80, 81 |
Аптечные сигатуры 1903 г. Бумажные ярлыки, которые прилагались к лекарствам, отпускаемым по рецептам врача. На сигатурах писали сам рецепт, имя больного и порядок приема. Инв.№ КП 2204, 2205 |
В 1611 году в Англии была изобретена печь для обжига стекла, работающая на каменном угле. В результате производство стекла стало более дешевым и оперативным, а бутылки и флаконы из предмета роскоши превратились в удобные сосуды, пригодные для торговли разнообразными продуктами. Так, в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали продаваться «патентованные» лекарственные средства – эликсиры, бальзамы и пилюли. Именно упаковку для лекарств принято считать началом современной упаковки.
Промышленное производство стеклянной тары началось в 1824 году с изобретением прессованного стекла, его освоение в России произошло в середине XIX века.
Коллекция аптекарской посуды, сформированная в музее, в основном сложилась в ходе раскопок солдатской казармы, где во второй половине XIX века располагался военный лазарет г. Кузнецка. Это небольшая медицинская часть появилась в городе еще в начале XIX века как пункт помощи военным чинам гарнизона Кузнецкой крепости. С обустройством Кузнецкого тюремного замка лазарет стал обслуживать арестантов. Ввиду нехватки врачей и отсутствия больницы на протяжении целого столетия (вплоть до начала XX века) Кузнецкий лазарет принимал также обычных заболевших горожан, выполняя по сути функции единственного медицинского учреждения в удаленном от центра городке.
Необходимо отметить, что аптечные флаконы изготавливались на стеклянных заводах европейской части России из бесцветного и цветного стекла. Характерным отличием этих бутылочек были рельефные надписи или рамки, покатые плечики, горлышки с валиком или сливом («с капельницей»), не срезанные переходы граней, а закругленные. На гладкой стороне либо в рамке могла приклеиваться бумажная этикетка.
Флакон парфюмерный, Россия, начало XX в. На тулове - изображение герба Российской империи (двуглавый орел) и надпись «Тво Брокар и К». «Брокаръ и К» - товарищество парфюмерного производства в Москве, одна из крупнейших парфюмерных фирм в России в XIX-XX веках. Инв.№ КП 384 | Флакон для духов, Россия, XIX – начало XX вв. На дне выпуклая цифра «2». Раскопки 1994 года солдатской казармы Кузнецкой крепости.Инв.№ КП 153/72 |
Заимствованные Россией в Германии, Франции, Англии и США способы взвешивания фармацевтов и парфюмеров постепенно определили «стандартные» размеры стеклянной тары. Параллельно с десятичной системой из Франции и Германии существовал «нюрнбергский аптекарский фунт», равнявшийся 12 унциям, 84 золотникам или 356,783 граммам. Двойственность измерения, вероятно, нисколько не смущала ни производителей, ни потребителей. Рекламные проспекты стекольных заводов XIX и начала XX веков включают указания вместимости своей продукции и в унциях, и в золотниках, и фунтах.
На донышках сосудов располагались отдельные цифры: 1/2, 1, 2, 3, 4, 6, ..., 12 . За каждой из цифр, мог скрываться объем флакона и вес его содержимого (в золотниках или в унциях), номер изделия, номер партии поставки, номер заказа. Несоответствие цифровой маркировки и весовых и объемных категорий вполне могло способствовать обману покупателей.
Упаковка из стекла для массовой продукции стоила от 1 до 6 копеек за флакон. Неординарное стекло разрабатывалось художниками индивидуально, по специальным заказам и эскизам, штучно. В розницу покупатели приобретали духи от 9 копеек до нескольких рублей за флакон. Можно было купить «народные духи» на основе «ассорти» за 10, 15, 20 и 35 копеек. Специальные запахи, «спрятанные» в изысканное стекло, оценивались в 1, 2 с половиной, 5, 6 и более рублей.
Бутылка винная из темно-зеленого стекла, Россия, XIX – начало XX вв. Сборы 2008-2009 годов на Кузнецкой крепости, штаб-офицерский дом. Инв.№ КП 1463/9 | Бутылки из-под минеральной воды, Россия, XIX – начало XX вв. Рельефные надписи на поверхностях бутылок: на одной СП?Б. ЗАВ ИСК МИНВОДЪ; на другой - «ТД», ниже «Б.З.». Раскопки 1994 года солдатской казармы Кузнецкой крепости. Инв.№№ КП 153/22, 382 |
Фляжка солдатская из бесцветного стекла, Россия, первая половина XX века. Инв.№ КП 1801 | Фрагменты штофов из зеленого стекла, Россия, XIX в. Сборы на обер-офицерском доме Кузнецкой крепости в 2000-2007-е гг. Инв.№№ КП 1450/123, 137 |
Российские производители освоили технологию машинного «литья» бутылок, которая позволяла придавать им точную геометрическую форму, что привело к увеличению разнообразия бутылочных форм. Так каждому напитку в России соответствовала бутылка определенной конфигурации и цвета. Была бутылка пивная, ликерная, коньячная, бутылка простая, столовая, для шампанского, для аглицкой горькой. Особой популярностью пользовался штоф - четырехугольная емкость с коротким горлышком. И форма, и термин пришли в Россию из немецкого языка в 1736 году. Штоф в соответствии с метрической системой XVIII века должен был вмещать десятую часть ведра. Однако подавляющее большинство русских зеленых штофов соответствовало объему в виде восьмой части ведра. Помимо полных штофов изготовлялись также полуштофы.
Шкатулка стеклянная для хранения чая. «Товарищество Василий Перлов с сыновьями», Россия,конец XIX в. За более чем столетнюю торговлю Перловы стали «чайными королями» России. В конце XIX века Перловы имели 88 магазинов в России и Европе, а в одной только Москве - 14 магазинов. По указу Александра III в год столетия фирмы Перловых им было пожаловано дворянство и звание Поставщиков Двора с правом изображения государственного герба и надписи «придворный поставщик». Инв.№ КП 330 |
В России оформлению упаковки для чая, кофе, кондитерских изделий и др. почти до конца XIX века уделялось мало внимания. И только бурное развитие легкой и пищевой промышленности, а также возникшая конкуренция российских товаров с европейскими заставили отечественных предпринимателей обратить внимание на внешний вид упаковочной продукции. Уже тогда покупатель с большим доверием относился к товарам, упакованным в добротные и изящно оформленные деревянные, стеклянные коробки, банки и футляры. Российские производители стали указывать на своей упаковке рекламные надписи и название производителя. Особой гордостью любой фирмы являлось звание «придворный поставщик» и получившие разрешение на это наименование, немедленно вносили его в свои реквизиты.
Декоративно выполненная стеклянная чайница фирмы Перловых из фондов музея, украшенная выпуклым гербом и рельефным рисунком, демонстрирует один из самых изящных видов упаковки для состоятельных семей. Тем не менее, одной из главных заслуг Перловых является широкое распространение в России чая, который еще в начале XIX века был не известен в стране. Летописец Кузнецка И.С.Конюхов, характеризуя быт горожан в начале 1800-х годов, относит чай к предметам роскоши и сообщает: «родитель мой чаю приваживал из Томска 60 фунтов весу, который продавал по целому году по 1 руб. 20 коп. за фунт». Перловы «удешевили» чай за счет прямых поставок продукта из Китая и закупки напрямую в Кяхте. Так, быстро завоевав популярность у простого народа и в то же время сохранив качество, чай стал не только любимым русским напитком, но и одним из символов России.
Коробка жестяная для хранения чая сорта «Синшенху» со сценами из китайской жизни. Торговый дом Василия Перлова с сыновьями, Россия, рубеж XIX-XXвв. Надписи: на крышке: Василiй Перлов с сыновьями фирма существует въ Москве с 1782 Синшенху; на основании: Придворный поставщик торговый дом Василий Перлов с сыновьями ½ ф 1р 10 к. Инв.№ КП 1569 |
Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в Англии. Сначала это были серийные коробки для бисквита. Затем в «жестянках» стали продавать чай, печенье, леденцы и другие продукты питания. В России жестяная упаковка появилась в 80-х годах XIX века. Первоначально коробки украшались бумажными этикетками, позднее рисунок и рекламную информацию стали печатать методом хромолитографии непосредственно по жести. Наиболее известными российскими предприятиями, специализировавшимися на производстве «жестянок», были: «Акционерное общество В.В.Бонакер», «Печатня А. Жако и К°», фабричное жестяное издательство торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести товарищества «Н.С. Растеряев», «Фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве».
В перловских магазинах, в одних из первых, стали продавать чай в красиво оформленных жестяных баночках с надписями, сообщающими о пользе чайного напитка в России. Наряду с новой упаковкой Василий Перлов использовал еще один оригинальный ход: применил китайский стиль в оформлении магазинов, одежды персонала, интерьеров и конечно, упаковки.
Коробка для чая в виде сундучка, Торговый дом Сергея Васильевича Перлова в Москве, Россия, рубеж XIX-XX вв. Жесть, тиснение, хромолитография. Инв.№ КП 533 |
Коробка для меда, Россия, рубеж XIX-XX вв. Жесть, хромолитография. Надпись на крышке: «Ароматический настоящий пчелиный сотовый мед». Инв.№ КП 460 |
Обычно форму коробки и эскиз оформления разрабатывали на упаковочном производстве. Жестяные коробки (паянные или завальцованные) бывали самых разнообразных форм и размеров: прямоугольные, со скругленными краями, круглые, фигурные, в виде корзинок, саквояжей, сундучков и т.п. Крышки могли быть откидные или съемные, иногда имели замки. Образцы тары рассылались по фабрикам, а производитель продуктов делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта товара. Поразительное разнообразие форм жестяных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упакованные в них товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, карамель, монпансье, чай и пр.
Упаковки для чая и меда из музейной коллекции рассказывают об одной из особенностей кухни сибиряков до революции – пристрастию к чаепитию. Европейский путешественник отмечал: «чай для сибиряка, что для ирландца картофель; многие его пьют стаканов по 40 в день». В России сортов чая было много. Употреблялся чай цветочный, черный, байховый, зеленый, плиточный и кирпичный; разница была в возрасте листьев и способах приготовления. В середине XIX в. хорошие сорта стоили от 2 руб. и выше за фунт. Сибиряки любили так называемый «кирпичный» чай, представлявший из себя прессованную чайную крошку. Байховый дорогих сортов продавался преимущественно в Центральной России и крупных сибирских городах. Непременным спутником чаепития был мед — излюбленное лакомство сибиряков. Его подавали в конце обеда, как отдельное блюдо, в сотах или очищенным, и ели, макая в него хлеб или свежие огурцы. Мед добавляли ко многим постным кушаньям: каше, горошнице, киселю, смешивали с толченым конопляным семенем, свежими и мочеными ягодами, с ним варили варенье. Мед, собранный с разнотравья, по своему качеству и аромату был одним из лучших и под названием «алтайский» вывозился в европейскую часть страны и за границу.
Коробка жестяная для кондитерских изделий. Кондитерская фабрика Торгово-промышленного товарищества «Т.А. Афониной С=вья», Екатеринбург. Начало XX в. Надписи и изображения: на передней и задней стенках: «Кондитерская фабрика Торгово-промышлен.Т-ва «Т.А. Афониной С=вья» въ Екатеринбургъ. Отдъленiи въ Челябинскъ, въ Камышловъ и на ярмаркахъ»; изображение медали за Международную выставку в Брюсселе 1905 г.; по краю стенок нечитаемые остатки надписи о производителе упаковки. Инв.№ КП 389 |
Коробка для карамели. Карамельная фабрика Торгового дома братьев Г. и А. Серебряковых, Царицын. Рубеж XIX-XX вв. Жесть, тиснение, хромолитография. Инв.№ КП 931/1,2 |
На упаковке всегда изображали награды кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на российских и международных торгово-промышленных выставках. Даже если награда давалась за отдельный вид продукции, например, монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Все надписи, сделанные на упаковке, должны были быть дозволены цензурой. Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недобросовестных производителей, для этого на коробке помещалась фабричная марка, которую надо было зарегистрировать в Департаменте торговли и мануфактур, а позднее в Отделе промышленности Министерства финансов.
Среди жестяных упаковок нашей коллекции имеются интересные банки мало известных теперь кондитерских фабрик Т.А. Афониной и братьев Серебряковых из российских городов Екатеринбург и Царицын (совр. Волгоград). Упаковки этих фабрик привлекательны по своему оформлению и ничуть не уступают изделиям ведущих российских фирм, ведь даже в самых отдаленных городах страны фабриканты старались преподнести свой товар на высшем уровне, заказывая специальную жестяную упаковку в столице, благодаря этому оформление их продукции ни в чем не уступало московскому.
Коробка картонная для конфет. Московская конфетная фабрика «Модернъ», Москва; Фабрика плакатов купца 1-ой гильдии И.А. Абрамовича, Пермь, начало XX в. Инв.№ КП 390/1,2 | Пачка для папирос «Пушки». СССР, г. Ленинград. Ленсельпром, Государственная табачная фабрика № 1, 1930-е гг. Картон, краска, типографская печать. Инв.№ КП 2196 |
Коробка картонная для набора "Подарок первокласснику". СССР, 1955 г. Инв.№ КП 1895 | Коробка для хранения зубного порошка «Особый». СССР, г. Куйбышев. Картон, краска, бумага. 1980-е гг. Инв.№ КП 2098/1.2 |
Коробка для сладостей. СССР, 1960-е гг. Картон, бумага, жесть, краска, никелировка. Заводское изготовление. Инв.№ КП 2014/1,2 |
Производство коробок из картона в Европе и США стало отдельным ремеслом еще в конце XVIII – начале XIX века. Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые коробки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму. Заказывали такие коробки – ювелиры, аптекари и производители конфет. Однако, коробки, поставляемые заказчику в собранном виде, занимали на складах много места. Проблему со складированием упаковки удалось решить, когда в 1850 году появилась первая складная коробка. Однако ее промышленное производство началось только в 1880-е годы после случайного изобретения Робертом Гейром, владельцем бруклинской типографии, специального штампа: его металлическая линейка печатного станка в ходе поломки стала делать ровные прорези в пакетах.
В дореволюционных кондитерских в картонные упаковки хрупкие шоколадные конфеты укладывали в один ряд, иногда в дополнительной обертке. Печенье насыпали в коробку россыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количество товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.
В советское время картонная упаковка довольно часто вытесняла жестяную упаковку как более дешевая в производстве.
Флакон стеклянный парфюмерный. СССР, г. Москва. 1920-1930-е годы. Клеймо на тулове: «ТЭЖЭ Москва», между словами - логотип из букв «Т» и «Ж».Сборы 2012 года на месте памятника "Кузнецкий острог-г. Кузнецк". Инв.№ КП 2056/10 | |
Бутыль стеклянная молочная. На тулове надпись: "Наркомпищепром. СССР. Главмолоко". СССР, 1930-1940-е гг. Инв.№ КП 1972 | Бутыли стеклянные молочные. Емкость 0,5 литра. СССР, 2 половина XX в. Инв.№№ КП 1926, 2067 |
После Октябрьской революции 1917 г. изготовленные запасы этикеточной и упаковочной продукции повсеместно уничтожались, поскольку на ней были имена и товарные знаки царского времени. Однако все виды и типы упаковок, возникшие ранее, продолжали существовать, только с новой символикой и надписями. Традиции русского оформительства стали вытесняться новым «революционным» дизайном, который по художественному уровню был ближе к агитплакату, нежели к образцам настоящего декоративно-прикладного искусства. В советское время, не смотря на то, что власти не придавали упаковке никакого значения, над оформлением тароупаковочной продукции работали высоко профессиональные художники-оформители, которыми был создан оригинальный «советский стиль» оформления упаковки.
Вплоть до начала 1990-х годов советской промышленностью широко использовались бутылки различной ёмкостью под молочную продукцию. В отличие от обычных бутылок, молочная бутылка имела широкое горлышко и закупоривалась не пробкой или крышкой, а фольгой. При этом на фольгу методом тиснения наносилась вся информация о продукте и производителе, включая розничную цену.
Коробки жестяные для хранения зубного порошка. СССР, г. Москва, фабрика «Свобода». 1950-1960-е гг. Инв.№ КП 2085, 2096, 2097/1,2, 2215 | |
Коробки жестяные для чая. СССР, Московская чаеразвесочная фабрика им. В.И. Ленина. 1950-1960-е гг. Инв.№№ КП 2051, 2197 | Коробки жестяные для конфет. СССР, 1950-1960-е гг. Инв.№ КП 2199/1,2, 2209/1,2, 2210/1,2, 2211/1,2, 2212/1,2, 2214/1,2 |
В советское время жестяные коробки изготавливали небольшими тиражами в основном для особых случаев или праздников. Наибольшее количество упаковки этого периода посвящено юбилеям Великой Октябрьской социалистической революции и победе в Великой Отечественной войне. Отражались в упаковке и значительные события в мирной жизни - строительство метрополитена, возведение зданий и пр. В 1960-е гг. на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами. Постепенно праздничная кондитерская упаковка становилась все более однообразной. В оформлении преобладал красный цвет и строго выверенная и утвержденная советская символика.
Несмотря на то, что история упаковки уходит своими корнями в далекое прошлое, популярным предметом коллекционирования она стала совсем недавно. Сформированная в музее коллекция постоянно пополняется, а сами упаковки, созданные в России и в СССР в XIX – ХХ вв., вызывают огромный интерес не только как произведения прикладного, да и подчас высокого искусства, но и как сохранившиеся исторические документы.
Составитель гл. хранитель Вертышева Е.В.
Литература и ресурсы интернет