Человек издревле стремился продлить световой день, победить мрак и ночную темень, изобретая разные приспособления для освещения внутреннего пространства. В наш технологичный XXI век трудно представить, что освещение с помощью электрических приборов длится очень короткий период по сравнению с историей человечества. Чтобы рассеять мрак ночи, использовали «живой огонь» - костёр, факел, деревянную лучину. А чтобы избежать пожара, лучину вставляли в специальное приспособление из металла – светец.
Светец (лучник) – подставка для одной или нескольких горящих лучин при освещении избы, а также старинный осветительный прибор из подставки и укреплённой на ней лучины. Это одно из самых древних приспособлений освещения помещения, которое сохранялось в крестьянском быту до революции 1917 г.
Первые образцы представляли собой небольшую кованую вилку. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, большие хоромы. Известно много форм и видов светцов: подвесные, пристенные, напольные, настольные вбитые на специальные подставки. Для избегания пожара их могли устанавливать в ведро с песком или водой.
|
Часто светцы устанавливались на пол. Такие модели для безопасности монтировались с деревянным корытцем на деревянных ножках. Железная светильня укреплялась на узком конце корытца таким образом, чтобы вставленная в нее зажженная лучина располагалась по другую часть корытца, куда насыпался песок, зола или наливалась вода.
С течением веков светец превращается в художественное изделие, например, захваты «вилок», завивались, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы». Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века.
Светцы бытовали по всей России, ими пользовались еще наши прадеды. Разнообразные кованные железные светцы богато представлены и в коллекции музея-заповедника «Кузнецкая крепость». Экспонирующиеся в данной выставке светцы были обнаружены в 2012 году в ходе археологических раскопок на месте памятника «Острог и город Кузнецк». Кузнецк – русский город, основанный в 1618 году. Исследования велись на территории одной из улиц Кузнецка, которая начала формироваться на рубеже XVII-XVIII столетий и просуществовала до середины XIX века, когда на ее месте была устроена Базарная площадь, сохранившаяся до нашего времени.
Светец. XVII-XVIII вв. Россия, Кузнецкий острог - г. Кузнецк. Железо. Ковка.
КП 1902/23, КП 1902/24, КП 1902/25 |
Более дорогой, но не менее популярный способ освещения – свеча. Сначала свечи были сальные, затем восковые. Воск начали бить в Кузнецке около 1835 года, а через 30 лет местный купец Флегонт Рашков обустроил свечной завод и сделал на этом большое состояние.
«Зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит она всем в доме»: свечи помещали в подсвечники, изготовленные из разных материалов (глина, металл, фарфор и др.).
Что касается терминологии, то осветительный прибор с использованием свечи правильнее называть канделябр (от лат. сandēlābrum). Он известен еще со времен этрусков и имеет множество разновидностей со специализированными названиями: торшер (напольный канделябр), жирандоль (подставки для свечей расположены по окружности), подсвечник (канделябр для одной свечи), шандал (тяжелый подсвечник)
Форма и составляющие части канделябра – основание в виде пирамиды, стояк, профитка (чаша) в виде стилизованного цветка – также «сложились» в древности и сохранились до наших дней. А их происхождение связывают с древнеегипетским мифом о рождении бога Солнца Ра из выросшего на холме цветка лотоса. Ра победил тьму, избавил людей от страха ночи, принес свет. Подобные мифы известны и в других культурах мира.
В Кузнецке с XVIII века, наряду с коваными светцами, стали использовать и канделябры. Старинные подсвечники-ночники, подсвечники на поддоне и другие встречались исследователям в окрестных деревнях и селах (Сосновке, Ильинке, Жерновке, Лучшево).
Образцы канделябров и подсвечников первой половины XIX - середины XX вв. мы также увидим в данной экспозиции.
Светильник с ручкой петлей. Россия, Новокузнецкий район, с. Краснознаменка, урочище Монашка. Первая половина XIX века. Глина, глазурь. Гончарный круг, обжиг. КП 1911/61 | Подсвечник. Россия, Новокузнецкий район, с. Краснознаменка, урочище Монашка. Первая половина XIX века. Глина. Гончарный круг, обжиг. КП 1911/63 |
Пожалуй, самыми старинными экспонатами в коллекции подсвечников «Кузнецкой крепости» являются глиняные светильники, обнаруженные при обследовании урочища Монашка (с. Краснознаменка Новокузнецкого района), в месте, где в начале XIX века проживали два монаха – Василиск (род. сер. XVIII в – ум. 29.12.1824) и Зосима (род. 24.03.1768– ум. 24.10.1833), ставшие первыми святыми земли Кузнецкой.
Преподобный Василиск Сибирский Чудотворец Туринский, Сибирский источник http://belovo-hram.prihod.ru |
Преподобный Зосима Верховский источник http://belovo-hram.prihod.ru |
Многие бытовые предметы старцы-пустынножители изготавливали сами: Василиск владел гончарным ремеслом, а Зосима резал по дереву. Найденные в урочище Монашка и представленные на выставке глиняные светильники изготовлены на гончарном круге, а их авторство с большой вероятностью приписывают преподобному Василиску Сибирскому.
Глиняные светильники в оригинальном виде представлены в постоянной экспозиции «Святые земли Кузнецкой» в Доме купца Фонарева (ул. Водопадная, 19) и доступны для просмотра наряду с другими экспонатами – свидетелями аскетичного быта монахов.
Наибольшую часть коллекции осветительных приборов с использованием свечи составляют металлические подсвечники, среди которых есть образцы именитых промышленников.
Артель братьев Фроловых была основана во 2-й половине XIX века и просуществовала до 1917 года. Ее основатели Устин и Савелий Фроловы – уроженцы подмосковной деревни Болшево, мастера в области литья цветных металлов, ювелирного и кузнечного ремесла, крепостные Фрола Подъёмного, промышлявшего на приисках Урала и владевшего цехами в Поволжье.
Подсвечники, изготовленные в Товариществе «Бр.Фроловы», были, в основном, небольшого размера (от 10 до 20 см) и предназначались для повседневного использования в быту. Делались они из латунного сплава методом литья с элементами токарных работ и украшали дома помещиков, дворян, купцов. Закат артели связан с курьезной историей передачи фальшивых монет Владимиру Ульянову на революционные нужды. Монеты были изготовлены старшим братом Устином, а переданы младшим Савелием, сочувствующим мировому пролетариату. Их подлинная стоимость выяснилась при попытке дачи взятки Керенскому за место в Временном правительстве. Керенский фальшивые деньги не принял, а дальше события развивались по известному сценарию – Временное правительство было свержено, власть захвачена большевиками. Братья Фроловы были расстреляны, их имущество конфисковано, имение Фрола Подъёмного сожжено, ремесленные цеха и металлургические мастерские перешли в руки пролетариата.
Подсвечник с тремя ножками. Россия, артель братьев Фроловых. 2-я половина XIX в. – 1917. Бронза, промышленное изготовление. КП 206 |
Подсвечник Товарищества «Бр.Фроловы» из коллекции музея-заповедника отличается от других основанием, стоящим на трех ножках и разборной конструкцией, состоящей также из 3-х частей. Каждая из них была изготовлена отдельно, а соединяются они резьбой.
В коллекции музея-заповедника есть подсвечники с клеймами «Юдинъ» и «1-й Юдинъ». Обе вещи изготовлены в Российской империи и датируются конец XIX – начало XX в. (до 1917 года).
|
||
Подсвечник с клеймом «Юдин». Россия, фабрика Юдина. Конец XIX - начало XX вв. Металл (бронза). Промышленное изготовление. КП 208 | Подсвечник с поднятым краем с клеймом «1-й Юдин». Россия. Конец XIX - начало XX вв. Металл (бронза). Промышленное изготовление. КП 207 | Подсвечник с поднятым краем с клеймом «1-й Юдин». Россия. Конец XIX - начало XX вв. Металл (бронза). Промышленное изготовление. КП 207 (фрагмент) |
Судя по многочисленным предложениям на антикварных аукционах, таких подсвечников было произведено много, и получили они широкое распространение. Однако, в период со второй половины XIX века до 1917 года в России существовало несколько фабрик, производящих подсвечники, владельцами которых был человек с фамилией Юдин. Например, фабрики мастера Юдина, имеющего свое клеймо, в г. Старослабодском Вятской губернии и в г. Онеге Каргопольского уезда Архангельской губернии. С 1889 года изготавливал подсвечники и спичечницы Константин Юдин из дер. Крупиной Богородского уезда московской губернии (со своими изделиями он участвовал на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году). Но самыми крупными промышленниками, пожалуй, стала династия, основанная московским купцом 3-й гильдии Сергеем Михайловичем Юдиным: в 1829 году он основал семейное дело – медное ремесленное заведение. Позднее его сыновья основали фирму, включавшую Торговый дом и Фабрику офицерских вещей и канительных товаров. Лидером в семейном деле стал Алексей Сергеевич Юдин, купец 1 гильдии. По мнению некоторых антикваров, клеймо «1-й Юдинъ» расшифровывают, как «купец 1-й гильдии Юдин». Так или иначе, но уточнение сведений, на какой из фабрик изготовлены представленные на выставке подсвечники, нуждается в отдельном исследовании.
Большая часть подсвечников из музейной коллекции не имеет клейм, поэтому установить производителя практически невозможно. Представленные в данной экспозиции образцы демонстрируют разнообразие форм, а также пример использования скульптурной композиции, превращающей бытовой предмет в экспонат декоративно-прикладного искусства.
Подсвечник. Россия. Конец XIX - начало XX вв. Бронза, литье. КП 471 | Подсвечник с граненой центральной частью. Конец XIX - начало XX вв. Металл (бронза), литье. КП 394, КП 395 | Подсвечник на шести ножках-лепестках. Железо, литье. КП 209 | Подсвечник бронзовый в виде женщины с чашей. Бронза. КП 848 |
|
||
Подсвечники латунные, на подставках-раковинах с ручками. Российская империя. Начало XX в. Дар А.А. Шебалина. КП 2536, КП 2537 | Подсвечник на одну свечу настольный. СССР. XX век. Металл (бронза), литье. КП 913 | Подсвечник на одну свечу настольный. СССР. XX век. Металл (бронза), литье. КП 913 (фрагмент) |
Нередко подсвечники являлись частью комплекта или деталью предмета интерьера, музыкального инструмента (фортепиано). Примерами являются письменный прибор начала XX века, состоящий из чернильниц, подставки для ручек на каменном основании и двух подсвечников, а также концертное пианино с двумя поворотными бронзовыми канделябрами.
|
|
|
|
Прибор письменный с двумя чернильницами, подсвечниками, держателем для ручек. Российская империя. 1911 год. Камень, металл, стекло. Дар А.А. Шебалина. КП 2535/1-7 |
Фортепиано черное, двухпедальное, с двумя канделябрами и ручным модератором. Российская империя, С-Петербург, фортепианная фабрика «Братья Р. и А. Дидерихс». Начало ХХ века. Дерево, металл, кость, резьба, литье, промышленное производство. КП 1957 |
Поворотный канделябр (подсвечник) для фортепиано. Российская империя, С-Петербург, фортепианная фабрика «Братья Р. и А. Дидерихс». Начало ХХ века. Металл (бронза), литье, промышленное производство. КП 1957 | Поворотный канделябр (подсвечник) для фортепиано. Российская империя, С-Петербург, фортепианная фабрика «Братья Р. и А. Дидерихс». Начало ХХ века. Металл (бронза), литье, промышленное производство. КП 1957 |
Фортепиано с фирменным знаком «Diederichs freres St Petersbourg» было подарено музею жителем Новокузнецка Василием Телухом. Инструмент принадлежал его прабабушке, которая жила на Украине и работала тапёром. Когда-то Василий и сам учился на нем играть. На Кузнецкую землю раритетное пианино привезли ее дочь с мужем, инженером Романом Телухом, во времена Кузнецкстроя. Роман Фёдорович, работник проектного отдела КМК, принимал участие в проектировании туннеля КМК и старого Кузнецкого моста. Несмотря на солидный возраст и переезд, фортепиано передано в хорошем состоянии, что немаловажно для музея.
Источниками искусственного освещения в православном храме являются светильники с восковыми свечами («кандилы») и лампады – светильники с горящим маслом. Изначально это был елей — оливковое масло, символ Божьей милости к людям. На Руси маслины не растут, оливковое масло было только привозное, поэтому в лампады стали наливать масло подсолнечное.
Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях. С течением времени лампады стали неотъемлемой принадлежностью убранства храма и возжигаются перед иконами, мощами, святынями, в особо священных местах храма: на престоле, жертвеннике. Свет лампады символизирует незримый Божественный свет, вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.
Источник фото: |
Фото Зои Дорохиной. Источник: http://fotokto.ru |
Источник фото: |
Лампады бывают стационарные (или поставные) и подвесные (в форме чашечки, ведерка или перевернутого колокольчика с ручками, к которым прикрепляются 3–5 цепочек, соединяющихся наверху кольцом под крышкой-коптильником, за которое они привешиваются). Лампады чаще изготавливают из металла (меди, латуни, серебра), они могут быть декорированы сканым орнаментом, разноцветной эмалью, драгоценными камнями, жемчугом, стеклом. Снизу лампада может украшаться «яблоком», подвесками из цепей с камнями. Однако, встречаются лампады и из других материалов, например, фарфора. Образцы этик культовых предметов также широко представлены в коллекции «Кузнецкой крепости».
Лампада. Россия. Начало XX в. Металл (алюминий), пластмасса; штамповка. КП 545 | Лампады круглые с широкой синей полосой и позолотой. Начало XX в. Фарфор, краска, металл. Промышленное изготовление. КП 451, КП 452 | Лампада без вставной светильницы. Россия – СССР. XX в. Металл (латунь). КП 854 |
В 2018 году собрание музея пополнилось коллекцией предметы православного культа, относящихся к периоду середины XVIII – началу XXI веков. Наряду с предметами богослужебного облачения, церковной утвари, редких старопечатных книг, живописных и печатных икон в музей поступили несколько ценных образцов медного литья XIX века. Все предметы были собраны И.Д. Одновал на протяжении ряда лет. Часть вещей были получены Ириной Дмитриевной из Ильинской церкви г. Осинники, другие – от прихожан и учеников воскресной школы, либо приобретены ею лично.
В данной экспозиции из переданной И.Д. Одновал коллекции представлены составные части лампады, дикирий и трикирий. Предметы активно использовались и, к сожалению, это сказалось на их сохранности. В частности, на подсвечниках видны следы пайки, утрачены ветвь для крепления свечи в трикирии, чаша для масла и нижний конец корпуса у лампады, а восьмиобразные петли на её цепочках заменены медными новоделами.
Подлампадник (с тарелочкой). СССР. 2-я половина XX в. Бронза, стекло синее (вставки). Литье, штамповка. Дар И.Д. Одновал. КП 2455 | Лампада, состоящая из подлампадника и чаши. СССР. 2-я половина XX в. Бронза, стекло цветное. Литье, штамповка, выдувание. Дар И.Д. Одновал. КП 2456/1,2 |
Лампада «вратарная». СССР. 2-я половина XX в. Бронза. Литье, штамповка. Дар И.Д. Одновал. КП 2454 |
Переносные подсвечники дикирий и трикирий. СССР. 2-я треть XX в. Латунь. Литье. Дар И.Д. Одновал. КП 2457, КП 2458 |
Дикирий (от греч. «двухсвечник») и трикирий (от греч. «трехсвечник») – особые подсвечники, используемые только при архиерейском богослужении. Они были введены в церковное употребление, по словам исследователей, не ранее IV-V вв.
Схематичное изображение трикирия и дикирия |
Источник фото: |
Дикирий с горящими свечами знаменует собою свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах – Божественном и человеческом, и имеет в центре между двумя свечами знамение креста. Трикирий означает несозданный свет Пресвятой Троицы. В наиболее ранних образцах трикрия поставлять крест в центре не было принято, так как крестный подвиг совершен был только воплотившимся Сыном Божиим. Однако, в поздних и современных вариантах крест также присутствует и на трикирии.
Свечное освещение использовалось не только внутри помещений, но и на улице. Чтобы свечи не гасли, их помещали в фонари. Один из таких фонарей есть в коллекции музея-заповедника.
Фонарь уличный со стеклом, свечной/керосиновый. 1 треть XX века. Российская империя - СССР. Металл, стекло. Заводское производство, штамповка, пайка. КП 2046 |
Фото Мещёра. Источник: |
Следующим значительным шагом на пути эволюции освещения стала керосиновая лампа. Это изобретение польских фармацевтов, аптекарей Игнация Лукасевича (1822-1882) и Яна Зега (1817-1897). Весной 1853 г. керосиновая лампа впервые осветила витрину аптеки «Під золотою зіркою» («Под золотой звездой») во Львове, а чуть позже хирург львовского городского госпиталя Заорский благодаря керосиновым лампам сделал первую срочную ночную операцию.
Ян Юзеф Игнаций Лукасевич (1822-1882) Источник: |
Памятник изобретателям керосиновой лампы Яну Зегу и Игнацию Лукасевичу. г. Львов, Украина. 2008 г. Бронза. Скульптор Владимир Цисарик. Фрагмент. Портрет Яна Зега |
Памятник изобретателям керосиновой лампы Яну Зегу и Игнацию Лукасевичу. г. Львов, Украина. 2008 г. Бронза. Скульптор Владимир Цисарик. Фрагмент. Портрет Игнация Лукасевича |
Даже самые первые «керосинки» светили также сильно как несколько десятков восковых свечей. Сила света зависит от размера фитиля. Его ширина измерялась в «линиях» – старинной русской и английской мере длины. Размер проставлялся на верхней части лампового стекла.
Во 2-й половине XIX – начале XX века сильно увеличились объемы добычи нефти, керосин, можно было купить по сравнительно низким ценам. Демократичная стоимость и красота керосиновой лампы способствовали ее популярности.
С середины XIX века в Западной Европе, а затем в России и США стали организовываться предприятия по производству разнообразных по конструкции горелок для керосиновых ламп. Конкуренция и высокий спрос стимулировали выпуск более 1000 разных моделей. В конце XIX века производством керосиновых ламп занимались несколько крупных фабрик, самой известной из них была венская фабрика «Братья Брюннер, Гуго Шнайдер и Рудольф Дитмар».
Для керосиновых ламп отдельными мастерами удачно приспособлялись фарфоровые и стеклянные вазы. Резервуары и абажуры для керосиновых ламп конце XIX в. составляли ассортимент многих стекольных заводов России (Ключинского хрустального завода А.В. Болотина в Вышневолоцком уезде Тверской губернии, Гусевской и Уршельской хрустальных фабрик во Владимирской губернии и др.).
Керосиновая лампа. Начало XX в. Надпись на винте регулятора пламени «ВАРШАВА БШД». Стекло, металл. Коллекция стекла ВСМЗ. Источник: http://lubovbezusl.ru/ |
В СССР керосиновые лампы изготавливались на многих заводах (Ленинградский завод фонарей, «Металламп» в Москве, завод «Заря» Горьковский СНХ, Ленинградский завод металлических изделий «Цветштамп», МИНЛЕГПИЩЕМАШ «STRAUME» в Риге Латвийской ССР, Лысьевский металлический завод в Пермской области, Артинский завод в Свердловской области и др.).
В коллекции «Кузнецкой крепости» хранятся несколько различных образцов керосиновых ламп, хранящих память о быте недавнего прошлого. Некоторые из них сохранились лишь частично. На выставке представлены настольные, подвесные «керосинки» разных лет.
Лампа керосиновая настольная в стиле «модерн». Бронза, стекло, литье. КП 205 |
Лампа керосиновая. Начало XX в. КП 291/1-4 |
Сосуд стеклянный для горячей жидкости и горелка. Начало XX в. Металл, штамповка. КП 291/1-2 | Подставка для лампы и крышка плоская с круглым отверстием посередине. Начало XX в. Металл, штамповка. КП 291/3-4 |
|
|||
Подставка под керосиновую лампу. Россия. Конец XIX- начало XX вв. Цинк, литье. КП 381 |
Лампа настольная керосиновая с ручкой. СССР, Свердловская обл., г. Арти. Артинский механический завод. 1963 г. Металл. Промышленное производство. КП 2218 | Лампа керосиновая настольная с боковой ручкой-держателем. СССР. Середина XX в. Металл, краска, стекло бесцветное, хлопчатобумажная ткань. Промышленное изготовление. КП 2274 |
Лампа подвесная керосиновая. СССР, Свердловская обл., г. Арти. Артинский механический завод. 1974 г. Металл, стекло, краска. Заводское изготовление. КП 2593 |
Несмотря на изобретение и распространение в начале XX века электрического освещения, керосиновая лампа «не сдавала позиции» на протяжении всего XX века, особенно в отдаленных селениях и на железной дороге.
Железнодорожные фонари используются с конца 1830-х годов. Они предназначались для сигнализации оптического телеграфа, были и есть в стрелочных указателях и семафорах, применяются для освещения и обозначения места работ на путях. Источником света в них служили сначала свечи, затем керосин, газ (ацетилен или пропан), а с 1949 года электрические лампы (в аккумуляторных сигнальных фонарях).
30 октября 1837 г. была введена в эксплуатацию первая в России железная дорога между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Для обеспечения безопасности движения почти сразу стали применять ручные сигнальные фонари, которыми снабжали «ключевых сторожей» – они должны были зажигать фонари перед проездом каждого поезда; фонари «говорили», что путь свободен.
В 1852 году был утвержден первый в России документ, определявший правила применения сигналов и сигнальных приборов: «Положение о сигналах Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». Согласно ему сигналы делились на четыре группы: сигналы машиниста, сигналы обер-кондуктора, сигналы кондуктора и сигналы дорожной стражи. Они подавались днем щитами и флагами, а ночью – сигнальными фонарями. Например, сигнал дорожной стражи о переведенной стрелке «с прямого пути на косой» - фонарём с синим светом, для остановки поезда «посреди колеи» - красным.
В конце XIX века каждый поезд обязательно оборудовали фонарями, которые устанавливались на паровозе и концевом вагоне (сзади и по два боковых фонаря).
Железнодорожные фонари 1950-70-х годов – последнее слово керосиновой осветительной индустрии – имеют приспособление, закрывающее пламя горелки с вытяжной трубкой прямо во флюгарку, что облегчает их эксплуатацию: не нужно бороться с копотью, загрязняющей все внутренности фонаря и сигнальные стекла.
Железнодорожный керосиновый сигнальный фонарь. СССР. Новосергиевский завод. 1958 г. Реставрация. Фото А. Моисеенков. Источник: https://agtf.ru/ |
На данной выставке представлены несколько железнодорожных керосиновых фонарей, выпущенных в конце 1940-х - 1960-х годах советскими заводами, из коллекции музея-заповедника.
Фонарь железнодорожный сигнально-осветительный керосиновый. СССР, Оренбургская обл., п. Новосергиевка, Новосергиевский механический завод. 1948 г. Металл, стекло. Заводская сборка. КП 2563 |
Фонарь железнодорожный. 1950-е годы. СССР. Осветительный прибор в виде металлической коробки со стеклянными стенками, в которой помещается источник света (горелка). Снабжен двумя ручками. Металл, стекло. КП 1782 | Фонарь железнодорожный керосиновый сигнальный. СССР, Оренбургская область, п. Новосергиевка, Новосергиевский механический завод. 1960-е гг. Металл, стекло. Заводское изготовление. КП 2012 |
Фонарь железнодорожный с ручкой для переноски. СССР. 2-я половина XX в. Металл, пластмасса. Промышленное производство. КП 2112 |
В старину шахтеры пользовались самодельными светильниками, которые представляли собой плошку или банку с маслом или мазутом и фитилем.
Масляная лампа с закрытым резервуаром, получившая название «Бог в помощь» Источник: https://coal-liza.livejournal.com/ |
На смену столь примитивным светильникам пришли переносные масляные лампы с закрытым резервуаром, которые использовались вплоть до середины XIX века. Пламя лампы ничем не было прикрыто. Поэтому такая лампа была очень взрывоопасна. Среди шахтеров она получила название «Бог в помощь».
В 1815 году, спустя сто лет после первого крупного взрыва гремучего газа на шахте возле Ньюкастла, английский химик и физик Хамфри Дэви предложил «шахтерскую» лампу, в которой пламя закрывает медная сетка. Позднее сетку заменили на стекло, а в качестве горючего стали использовать бензин или спирт.
Лампа Дэви. Источник: |
Лампа фирмы «Вольф», прозванная «Добродетельница» Источник: |
В России широкое распространение получила шахтерская лампа германской фирмы «Вольф». Шахтеры окрестили ее «Добродетельница», поскольку она на спасла тысячи жизней. Лампа Вольфа послужила прототипом предохранительной бензиновой лампы «Свет шахтера», использующейся в России и СССР вплоть до 70-х годов ХХ века. Она была предназначена для освещения шахт и для замера уровня газа в горных выработках: если в шахте присутствовал газ, то вокруг обычного пламени лампы появлялся ореол – сгорал проникающий через сетку метан, содержащийся в воздухе.
|
|
Лампа бензиновая ЛБК-1 «Свет шахтёра», 1960-х гг. Музей истории города Черногорска Источник: |
Источник: |
Аккумуляторные шахтерские лампы появились в начале 1930-х годов и постепенно вытеснили пламенные светильники. По форме они напоминали ставшую уже традиционной лампу Вольфа.
Современный вид аккумуляторные шахтерские лампы приобрели в 1952 году, когда на заводе «Свет Шахтера» в г. Харькове было организовано специальное конструкторское бюро, а с 1960 года завод освоил выпуск новых шахтерских ламп («коногонок»), ставших главным источником света для шахтеров.
Светильник шахтный головной герметичный СГГ-5 (фонарь шахтерский). СССР. 1980-е гг. Пластмасса, металл, стекло. Промышленное изготовление. КП 2146 |
Источник: |
Светильники шахтные головные индивидуальные аккумуляторные (коногонки) применяются как надежный источник индивидуального освещения в сложных и опасных условиях шахт, опасных по газу и пыли. Один из образцов, хранящийся в коллекции «Кузнецкой крепости», представлен на настоящей выставке.
Составитель старший научный сотрудник Н.Г. Паньшина
Литература и ресурсы интернет