Геральдика (гербоведение) – это искусство и система использования геральдических символов. Появилась она в Западной Европе в условиях феодального общества, в котором было очень много неграмотных людей, но было твердое желание определить место каждого в сложной социальной системе. У геральдики были свои законы и правила, созданные за столетия истории. Например, форма щита была изменчива, в зависимости от моды, а использование цветов (финифтей и металлов) строго регламентировалось.
В России геральдика не была чем-то совсем незнакомым, но иное устройство общества, иные традиции не требовали такого жесткого регламента для всех и каждого.
Европейские вольные города, как символ своего самоуправления, имели собственный герб. Российские города не имели самоуправления. Однако, первые городские символы, которые у нас принято считать гербами, появились уже в XVII веке.
Как система теоретических знаний и практических навыков, геральдика в Российской империи сложилась в ХVIII в. Введение гербов Петр I считал совершенным новшеством для России. В 1722 году Петр I создал Герольдмейстерскую контору, в задачу которой входило создание городских и личных гербов.
В связи с военными реформами Петра I, армейские полки содержались за счет налогов с городов, и на знаменах полков стал изображаться герб того города, к которому этот полк приписан.
Составлением гербов занимался приглашенный специалист Франциск Санти. Граф Санти (1683-1758) – геральдист из Пьемонта, заложивший основы русской геральдики – был приглашен Петром I в 1724 году в Россию «для отправления геральдического художества». Он составил первые гербы для многих русских городов (в том числе для Кузнецка) и исправил по геральдическим канонам некоторые старые гербы. (Рис. 1.).
Рис. 1. Граф Франциск Санти (1683-1758) |
Франциск Санти сочинил около сотни городовых гербов. Среди них был герб и сибирского города Кузнецка. (Рис. 2). Санти считал, что герб должен отражать специфику города. Для сбора информации, необходимой для сочинения герба, он разработал специальную анкету. Но если ответ на анкету не приходил, Санти составлял герб исходя из названия города. Город Кузнецк, построенный «в Кузнецкой земле» и отсюда получивший свое название, получил в герб кузницу.
Рис. 2. Герб и сибирского города Кузнецка, сочиненный Франциском Санти |
В 70-80-е годы XVIII века почти каждое описание российского города не обходится без описания его герба. В это время начинается массовое изготовление городских гербов. Герольдмейстерскую контору возглавил выдающийся российский общественный деятель князь Михаил Михайлович Щербатов. При нем контора проводила тщательную проверку – у всех ли городов есть герб. Именно в эти годы широко распространяются в России городские гербы, объединяющие, собственно, городской герб в нижней половине и наместнический (губернский) герб в верхней.
Основная масса всех российских гербов последней четверти XVIII века имеет такую форму, чем отличатся от старых гербов. Такое деление щита ввел И.И. фон Энден.
В соответствии с работой фон Эндена, Герольдмейстерской конторой 20 марта 1804 г. городам вновь образованной Томской губернии были присвоены новые гербы. Герб города Кузнецка Томской губернии известен всем – в верхней части щита (во главе) на зеленом поле бегущий серебряный конь (герб Томской губернии), а в нижней части (подножии) в золотом поле – кузница с надлежащими ей орудиями (герб, созданный Санти). (Рис. 3., Рис. 4.).
Герб города Кузнецка Томской губернии 1804 г.
Рис. 3, 4. Герб города Кузнецка Томской губернии 1804 г. |
На протяжении XIX века в стране предпринимались попытки унифицировать гербы, создать новую систему. С 1857 г. был начальником гербового отделения департамента герольдии был Барон Борис Васильевич Кёне (1817-1886). (Рис. 5.)
Рис. 5. Барон Борис Васильевич Кёне (1817-1886) |
Желая упорядочить герботворчество в Империи, Кёне составил правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. (Рис. 6.). Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года. В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности – в вольной части щита.
Рис. 6. Проект герба города Кузнецка 1864 года |
Но, следует признать, что герб 1804 года продержался, практически, до революции 1917 года.
После Октябрьской Социалистической революции все старые гербы были объявлены пережитком царского режима и «отменены». Только в 60-е годы XX века в нашей стране снова проснулся интерес к городским гербам.
В 1969 году началось обсуждение проекта герба г. Новокузнецка. В объявленном конкурсе лучшим был признан вариант, предложенный А.И. Выповым.
Выпов Александр Иванович (1923-2010) с 1965-го по 1984-ый занимал должность главного архитектора города Новокузнецка. Участвовал в проектировании драматического театра, цирка, гостиницы «Новокузнецкая», кинотеатра «Сибирь», жилых комплексов Левого берега, Новоильинского района и Новобайдаевского микрорайона. Автор монумента, посвященного 50-летию СССР. Хороший художник. Автор советских гербов городов Новокузнецка и Кемерово. (Рис. 7.)
Рис. 7. Выпов Александр Иванович (1923-2010) |
8 июля 1970 года решением горисполкома был утверждён новый герб Новокузнецка по варианту, предложенному Александром Ивановичем. В описании к нему указывается: «Герб города Новокузнецка представляет собой геральдический щит. На белом поле щита, олицетворяющем сибирскую природу, помещено стилизованное изображение разреза доменной печи красного цвета и черный квадрат, символизирующие основные отрасли промышленности города – металлургическую и угольную. От черного квадрата исходят лучи, отображающие энергию солнца, заключенного в угле. В верхней части щита помещается условное изображение стен Кузнецкой крепости, как дань уважения к историческому прошлому Кузнецкого края, символ преемственности поколений». (Рис. 8.).
Рис. 8. Герб города Новокузнецка 1970 года. |
Неоднократно это изображение помещалось на книгах, буклетах, памятных знаках.
Герб, созданный А.И. Выповым, получил одобрительный отзыв крупнейшего советского и российского специалиста по геральдике Н.А. Соболевой, как «интересный, своеобразный», выгодно отличающийся в лучшую сторону от массы «советских» городских гербов.
После распада Советского Союза в обществе проснулся интерес к истории, традициям. В Новокузнецке, фактически, вернули к жизни «говорящий» герб 1804 года, который несет в почетной части «наместнический» герб города Томска, указывая на административное подчинение Кузнецка Томску. Так как такой герб не соответствовал правилам (Новокузнецк не является городом, административно подчиненным городу Томску), появились проекты нового герба. (Рис. 9.)
Рис. 9. Проект герба городского округа Новокузнецк |
До появления первого герба, у Кузнецка была своя эмблема, которая изображалась на таможенной печати. «Как символ дикости и необжитости края, на кузнецкой таможенной печати был изображен волк и вырезана надпись: «Печать государева земли Сибирские Кузнецкого города». Это известно из росписи городских печатей, составленной в 1635 году. (Рис. 10.).
Рис. 10. «Печать государева земли Сибирские Кузнецкого города» |
К сожалению, идея о переводе «волка» с печати в герб, победила в головах некоторых краеведов и в итоге, с их подачи, был создан к 400-летию города новый герб.
Этот герб был утвержден Решением Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 03 мая 2018 года № 4/40 (принято горсоветом 24.04.2018 г.). (Рис. 11.).
Рис. 11. Свидетельство о регистрации герба города Новокузнецка 2018 года |
Он прошел геральдическую экспертизу, проведенную Геральдическим советом при Президенте РФ. (Рис. 12, 13).
Рис. 12. Письмо о геральдическойэкспертизе, проведенной Геральдическим советом при Президенте РФ |
Авторская группа разработчиков герба: художник – М.К. Шелковенко, компьютерный дизайн – А.К. Грефенштейн.
Рис. 13. Герб города Новокузнецка 2018 года |
Геральдическое описание: В зеленом и золотом пересеченном поле в зелени – серебряный с золотыми гривой, хвостом, копытами и языком конь, скачущий по золотой стеннозубчатой, мурованной оконечности и сопровожденный вверху в углах серебряными с золотыми сердцевинами и чашелистиками розами; в золоте – червленый обращено бегущий волк; поверх всего – золотой щиток, в котором изображена стоящая на зеленой земле червленая старинная кузница без видимой передней стены и со сквозным окном в задней, в которой – золотые инструменты кузнечного дела: наковальня на чурбаке, меха, вставленные в червленую кирпичную печь, в которой горит золотой же огонь, и сложенные перед ними накрест клещи и молот. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.
Виртуальная выставка подготовлена старшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела, к.и.н. Н.А. Кузнецовым.