На виртуальной выставке представлены оригинальные фотопортреты периода Российской империи второй половины XIX – начала XX веков, являющиеся частью небольшой, но весьма ценной музейной коллекции старой фотографии. Снимки представляют изображения неизвестных для нас россиян из разных социальных слоев Центральной России, Сибири, Кавказа, Дальнего Востока, которые изготовлены в ателье различных городов. На выставке представлены работы как известных фотомастеров, классиков мировой фотографии, которые пользовались огромной популярностью у россиян, так и обычных ремесленников, малоизвестных сегодня либо вообще незаслуженно забытых. Оборотная сторона фотографических бланков - особая тема выставки. Являясь своеобразным «послужным списком» фотографа, бланк не только указывал данные фотографа (адрес, телефон), все его награды и регалии, но и представлял собой подчас оригинальное художественное произведение.
Отдавая дань оформлению старой фотографии, непривычному для нас, хотелось бы обратить внимание на неутихающий интерес к ней. Почему подчас, практически не зная людей, изображённых на снимках, необъяснимое чувство заставляет нас снова и снова вглядываться в образы тех, кого запечатлела фотокамера? Черно-белая фотография - искусство полутонов, перехода от черного к белому, где важно все: масштаб изображения, ракурс, освещение. Фотомастера прошлого умели не только останавливать мгновенья. Они умели делать их прекрасными и заставили любоваться фотоработами спустя десятилетия. Работая с вдохновением и душой, мастера как будто тогда уже понимали, что «все существует для того, чтобы окончиться фотографией» (А. Базен).
Фотопортрет выполнен в ателье «Шерер, Набгольц, бывшая Бергнера». Шерер Мартин Николаевич и Набгольц Георгий Иванович, бывшие швейцарские подданные основали ателье в Москве в 1863 году. Являлось самой известной фотографической фирмой Москвы и просуществовало вплоть до 1918 года. Шерер имел звание Придворный Поставщик императора Александра II. |
В России первая фабрика по изготовлению бланков появилась в 1872 году в Петербурге. В 1870-е годы в стране появилась сеть литографических мастерских, где изготавливались бланки. Владельцы литографий стали печатать информацию о фотографическом заведении на лицевой и/или оборотной стороне фотографического бланка. |
Фотопортрет работы Дьяговченко Ивана Григорьевича (Москва). Придворный фотограф императора Александра III, основатель крупнейшей фотофирмы, просуществовавшей в Москве почти сорок лет. Среди «натурщиков» Дьяговченко были не только сановные особы, но и известные деятели культуры (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович). «Лучший портретист Москвы» — такова была слава И.Г. Дьяговченко. |
На бланках с фотографиями, которые изготавливали лица, получившие звание «придворный поставщик его императорского величества», проставлялись знаки в виде изображения государственного герба Российской Империи с двуглавым орлом. Такого звания удостаивался фотограф за «особо полезный труд для общества» и постоянные поставки товара в течение 8-10 лет. |
Фотопортрет работы Шапиро Константина Александровича (Санкт-Петербург). Придворный фотограф Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны, создатель фотографического альбома «Галерея портретов русских писателей» и портретов актеров, которые считаются первыми репортажными снимками в России. |
Ранние паспарту, появившиеся в России, были заграничными, да и языком самых ранних бланков был французский, позднее надписи делались на двух языках (особенно если речь шла о фотомастере, работавшем в столице или крупном городе) или только на русском. |
Фотопортрет работы Дмитриева Максима Петровича (Нижний Новгород) – основателя публицистической фотографии. В творческом наследии фотографа — множество медалей, полученных на различных выставках, большая серия портретов выдающихся деятелей России, в том числе Л. Андреева, И. Бунина, Ф. Шаляпина, В. Комиссаржевской и М. Горького, многолетние дружеские отношения с которым позволили Дмитриеву создать целую фотолетопись его жизни. Дмитриев создал серию снимков "Волжcкая коллекция», вошедшую в многотомное издание "Россия", за иллюстрирование которой он был избран действительным членом Русского императорского географического общества. |
Фотографам предлагались бланки различных размеров, из которых самым популярным форматом был, конечно, визитный, по размеру визитной карточки (62×101 мм, или 65×105 мм, или 82×127 мм) – и из-за цены, и из-за удобства формата. Эти фотографии заказывали дюжинами, дарили родственникам и друзьям и чаще всего помещали в альбомы. |
Фотопортрет работы Сигсона Андрея Андреевича (Рыбинск). Фотограф с мировым именем, первым из русских фотографов занялся фотографированием снежинок, потребовавшим особых приспособлений и освещения. Работы Сигсона были признаны открытием в области микрофотографии и были опубликованы в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона. |
Весьма популярными были фото кабинетного формата («кабинет-портрет», 108х166 мм или 110×170 мм): их помещали в альбомы и ставили в рамках на стол или каминную полку. |
Фотопортрет работы Борисова Сергея Ивановича (Барнаул) - основоположника фотодела на Алтае. Именно фотографии Борисова помогают восстановить облик города начала ХХ в., он стал первым популяризатором тогда еще неизвестных для широких масс фантастических красот Горного Алтая. |
Профессиональные художники и граверы в литографических мастерских разрабатывали для своих клиентов-фотографов сотни сюжетов рисунков для оборотной стороны бланков, из которых весьма частыми были изображения мольберта или палитры. Таким образом, как бы подчеркивалась связь художественной фотографии и живописи. |
Одними из наиболее популярных сюжетов для оборотной стороны бланков были аллегорические рисунки, изображающие крылатую музу фотографии. |
|
Фотографам предлагалось большое количество неповторимых цветочных орнаментов и виньеток, оригинальных шрифтов и монограмм. Хорошо, а иногда и великолепно оформленные образцы продавались за соответствующую сложности рисунка плату. При этом заказчику достаточно было выбрать рисунок-образец и указать текст, который необходимо было в него вставить. |
|
|
Фотопортрет работы Элленгорн Якова Алексеевича (Тверь). Более 35 лет, с 1877 года, просуществовал в Твери фотосалон известного в городе мастера фотопортрета. Его работы портретного жанра пользовались большим успехом у горожан. Наклеенные на паспарту с фирменными знаками, они отличаются хорошим исполнением и выразительностью. Мягкие коричневатые оттенки и полутона, тщательно организованная композиция придают портретам необыкновенное очарование. | |
Во второй половине 1870-х – начале 1880-х годов многие фотографы в качестве обязательных элементов рекламных композиций включают медальоны с изображением трех профилей: Жозефа Ньепса, сделавшего первый в истории снимок в 1826 году, изобретателя Луи Дагерра, придумавшего способ получения снимка на посеребренных пластинках (дагерротипия, 1839 год) и Вильяма Тальбота, изобретателя нового фотографического процесса, сделавшего фотографию доступной для широкого применения (с 1852 года). | |
При печати бланков применялась краска различных цветов: от нежно-розового до темно-коричневого и даже черного с золотой обрезкой по краю, таким образом, обеспечивая фотографам многообразие выбора. | |
Фотопортрет работы Карелина Андрея Осиповича (Нижний Новгород) – основоположника художественной фотографии. Карелин стал одним из первых мастеров, работавших на стыке живописи и фотографии. Творчество фотографа было безоговорочно признано современниками не только в России, но в Европе и Америке, его произведениями восхищались на всероссийских и международных выставках. Как и другим выпускникам художественных учебных заведений, Карелину разрешалось помещать на бланке слово «художник» рядом с обозначением своего занятия «фотограф». | |
На бланке можно было увидеть соответствующие ≪регалии≫ фотографа: медали с международных и российских выставок, дипломы, различные награды. Медали рассказывали о том, где и когда проводились выставки, в которых отличился владелец фотографического заведения. Выставки же были самые разнообразные: фотографические, политехнические и даже мануфактурные. | |
Обязательной для всех бланков, кроме самых ранних, была фраза "негативы сохраняются". Сохранять негативы стало возможным лишь в 80-х годах ХIХ века. Для того, чтобы облегчить последующий поиск, лаборанты иногда проставляли на обороте фотографии мелкими цифрами номер негатива и год съемки. | |
Сделать дополнительный отпечаток с хранящегося в ателье негатива было намного дешевле, чем повторять трудоемкий процесс фотографирования. Поэтому владельцам фотографий приходилось хранить огромное количество негативов на стеклянных пластинках в течение многих лет. | |
В отличие от живописи, фотография открыла возможность практически для каждой семьи хоть один раз в жизни запечатлеться для своих потомков на века. По воспоминаниям старожилов, посещение той или иной фотографии было целым событием. Визит к фотографу заранее готовили, откладывали деньги, одевались во всё самое лучшее. | |
С появлением фотомастерских во многих семьях городской интеллигенции стало доброй традицией заводить фотоальбомы, в которых особое место уделяли снимкам, где были запечатлены свадебные и юбилейные торжества. | |
В 1890-х годах на фоне бурного развития фотографической техники фотоснимки стали «сувенирами». Их дарили друг другу, часто помещая на обратной стороне или в одном из углов снимка дарственную надпись с наилучшими пожеланиями или шутливое посвящение. | |
|
|
Самые трогательные в нашей коллекции - детские фотографии. По традиции первые фотографии годовалых детей делали, усаживая их в глубокое кресло. Причем мальчиков, как и девочек, принято было одевать в платьица. Дети постарше снимались с любимыми игрушками, в карнавальных костюмах. |