Наличие отлаженной системы связи – одна из составляющих развитого государства. По мере увеличения числа грамотных граждан, развития транспортной сети, услуги почты становились более востребованными широкими слоями населения нашей страны.
Регулярное почтовое сообщение с Сибирью началось ещё в конце XVII в. Но только в XIX в. система связи в России, и в Сибири особенно, стала развиваться более динамично.
Ближайшая к Кузнецку почтовая контора открылась в Томске вскоре после учреждения Томской губернии в начале 1804 г.
В ходе почтовой реформы 1830 г. почтовые учреждения России были распределены между 11 округами, которыми управляли почтинспекторы. Сибирь входила в 11-й округ с центром в Тобольске. Кузнецкая уездная почтовая контора III класса по штатному расписанию 1831 г. включала в себя уездного почтмейстера с жалованием 600 рублей в год и двух почтальонов с жалованием 120 рублей в год. Расходы на содержание служебных построек и канцелярские расходы составляли 400 рублей в год.
Здание почты в Кузнецке долго не имело постоянной дислокации. Город арендовал для него частные дома. В 1910-е гг. почта и телеграф располагались в доме казначея Ильи Алексеевича Докукина на Подгорье. В 1916 г. почта перебралась в дом купца М.И. Родионова. Средняя зарплата почтальона в 1910-е гг. – 25 рублей в месяц.
Служащие Кузнецкой почтово-телеграфной конторы. Нач. XX в. |
Служащие Кузнецкой почтово-телеграфной конторы. Нач. XX в. |
Кузнецкое почтовое отделение. На крыльце Алексей Павлович Оленчук, почтальон, заведующий отделением. Нач. XX в. |
На крыльце Кузнецкого почтового отделения. Нач. XX в. |
Главной связующей артерией между европейской и азиатской частями России являлся Московско-Сибирский тракт. Именно по нему перевозилась основная часть корреспонденции в обе стороны. В конце XIX в. в Сибири для перевозки почты стал активно использоваться железнодорожный транспорт. В Томск первый паровоз с почтой пришел в 1896 г. В Кузнецк почта на поезде прибыла уже в советское время.
Транспортным узлом региона был Томск. Его роль возросла во время начала частной золотодобычи и окончательно упрочилась с перенесением туда в 1859 г. центра Сибирского почтового округа.
С появлением телеграфа в 1860-е гг. структура органов связи усложнилась. В 1885 г. страна была разделена на 35 единых почтово-телеграфных округов. Томский почтово-телеграфный округ был образован в 1886 г.
К 1895 г. в Томской губернии было 27 учреждений связи, к 1906 г. их количество возросло до 54, перед Первой мировой войной их было уже 98.
Основные почтовые операции, кроме денежных переводов, проводились еще на железнодорожных станциях и в волостных правлениях.
Чиновники и служащие почтового ведомства были самыми низкооплачиваемыми, а объем почтовых услуг рос с каждым годом.
На российской почте пересылка денег переводами появилась только в 1897 г. да и то в те города, где были казначейства или приходно-расходные кассы. До этого деньги отправляли наличными. Почтальоны и другие почтовые служащие снабжались огнестрельным оружием, так как грабежи не были редкостью.
С началом Первой мировой войны значительно выросло количество писем и посылок за счёт фронтовых отправлений. Письма на фронт шли без марок – доставка была бесплатной, поэтому многие писали через день или каждый день. В связи с этим выросли тарифы на доставку внутренних писем. Почтовая служба не выдерживала военной нагрузки, государственные денежные вливания в развитие почты были минимальными
В 1843 г. в России был впервые введен единый почтовый тариф, который при оценке отправления учитывал только его вес и не брал во внимание расстояние. В декабре 1845 г. жители Томской губернии впервые увидели штемпельные конверты. Оплату почтовой услуги на них подтверждали круглым штемпелем, а с января 1858 г. эту функцию стали выполнять почтовые марки.
Наклеенная марка «гасилась» штемпелем, чтобы не допустить её повторного использования. Кроме, собственно, почтовых, существовали т.н. «гербовые» марки, подтверждавшие факт оплаты государственных сборов и пошлин. Они наклеивались на документы, выдаваемые административными и судебными органами.
Гербовая марка, стоимостью 10 коп., наклеенная на расписку о займе денег. Кузнецкий уезд. 1904 г. КП 609. П 25. |
Основные виды почтовых отправлений как раньше, так и сейчас – это бандероль, посылка и письмо.
Бандероль – почтовое отправление с малоценными печатными изданиями, рукописями, фотографиями, образцами товаров. Бандероль в России для отправки печатных изданий была введена в 1866 г. Вес современной бандероли от 100 г. до 2 кг.
До 1869 г. издательства рассылали газеты и журналы подписчикам индивидуально, а позже стали отправлять их местным почтовым управлениям в общих пакетах, а те уже разносили их клиентам. Периодика стала наиболее массовым видом почтового отправления. Грамотные жители Кузнецка любили читать газеты. Чиновники выписывали по несколько наименований журналов и газет.
В августе 1870 г. почте был разрешен прием подписки на отечественные и иностранные газеты и журналы.
Посылка – почтовое отправление с предметами культурно-бытового и иного назначения. Вес свыше 2 кг. Максимальные размеры посылки – до 300 см сумма всех измерений. До революции посылки были менее унифицированы, чем современные. Во время войн доля посылок в общей массе почтовых отправлений возрастала. На фронт шли тёплые вещи, продукты, табак.
Письмо – это почтовое отправление с письменным сообщением. Максимальный вес современного письма не должен превышать 100 г. Заказные письма были введены в России в 1881 г. Письма как способ общения людей, разделенных расстоянием, были популярны до массовой телефонизации страны.
Письмо жителю Кузнецкого уезда С.Е. Байдаеву. 1906 г. КП 610 П 26 |
Ценным источником коллекционирования во всем мире стали т.н. «открытые письма», или открытки.
Открытка – это особый вид почтовой карточки для письма без конверта. Впервые они появились в Австрии в конце 1869 г.
Долгое время принцип «открытого письма» считался «неприличной» формой пересылки сообщений, однако постепенно стал очень популярным.
На лицевой стороне открытки располагалось занимающее всю её площадь изображение, а обратная часть предназначалась для сообщения, адресов и наклеивания марки.
Иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). Появляются «туристические» открытки с видами достопримечательностей популярных мест отдыха.
В России открытки были разрешены в июне 1871 г. и запущены в почтовый оборот с 1 января 1872 г. Прижились они очень быстро. В нашей стране связисты строго следили за передаваемой информацией и изымали послания с криминальным или аморальным текстом. «Содержание открытого письма не должно заключать в себе чего-либо противного законам, общественному порядку, нравственности и приличию. Письма с недозволенным содержанием не отправляются по адресу».
В 1878 г. был принят международный стандарт открытки 9*14 см.
В России пересылка по почте открытых писем на бланках частного изготовления была разрешена 19 октября 1894 г. Многие издательства, книжные магазины, клубы, общества, редакции журналов и газет стали печатать открытки.
В Томске первые открытки были напечатаны в 1899 г.
Начало XX в. – «золотой век» открытки. В России с 1904 г. левая половина карточки отводилась для короткого письма, а правая для адреса, марки и штемпелей. С 1 мая 1909 г. наименование «открытое письмо» заменяется надписью «почтовая карточка».
На многих открытках кроме надписи «Открытое письмо» или «Почтовая карточка» отпечатано «Всемирный почтовый союз».
Всемирный почтовый союз (ВПС) – это основанная в 1874 г. межгосударственная организация для обеспечения и совершенствования почтовых связей на образуемой Всемирным почтовым союзом единой почтовой территории. Российская империя являлась одной из стран-учредительниц ВПС.
С появлением ВПС были впервые установлены единообразные почтовые тарифы для пересылки почтовых отправлений за границу.
На выставке представлены интересные дореволюционные открытки из коллекции музея «Кузнецкая крепость». Для удобства они сгруппированы по объединяющим признакам. Многие открытки не были отправлены по почте, а коллекционировались.
1. Открытки, изданные В.Л. Метенковым.
Вениамин Леонтьевич Метенков (1857-1933) из Екатеринбурга – известный уральский фотограф, предприниматель и фотолетописец Урала. Он одним из первых стал создавать почтовые открытки с видами Екатеринбурга и различных мест Урала.
Серия «На Урале». №71 «Берег р. Юрузани…» На оборотной стороне оттиск штемпеля «Екатеринбург. 15.3.11.». Наклеена марка стоимостью 3 коп. Адрес: Петербург, Басков переулок, д.№6, кв.№5. Августа Михайловна Ватаманова. НВФ 14. |
|
Серия «На Урале». №158. «Вид на Дальнюю…». На оборотной стороне оттиск штемпеля «Екатеринбург. 4.4.11.». Адрес: Петербург, Басков переулок, д.№6, кв.№5. Августа Михайловна Ватаманова. НВФ 11. |
2. Почтовая открытка издательства «Ришар».
Издательство «Ришар» в Санкт-Петербурге выпустило более 1,5 тысяч открыток. Это были многокрасочные репродукции с картин русских и зарубежных художников, видов городов России и портретов артистов петербургских театров.
Цветная репродукция картины А. Прокофьева «Парголовская дорога». №1265. На обороте подпись карандашом: «5 июля 1916 г. Москва». НВФ 25. На обгоревшем крае должен быть текст «Т-во Голике и Вильборг. СПб, Звенигор.11» Алексей Матвеевич Прокофьев (1859-1925) русский художник пейзажист. Закончил Академию художеств. Ученик А.И. Куинджи. Жил и работал в Петербурге. |
3. Открытки издательства «Гранберг».
Стокгольмское издательство (полное название издательства – «Акционерное общество Гранберг в Стокгольме»). Издательство акционерного общества Гранберг в Стокгольме выпускало открытки и альбомы. Работало в начале XX в. на рынок России и Швеции. Деятельность издательства была весьма масштабной (более 8000 наименований). Основная масса изданных открыток – репродукции с картин художников-передвижников.
Цветная открытка с изображением заставы в горах. Слой с текстом на обороте сорван, так как карточка наклеивалась в альбом. КП 2331/16 ПП 58. |
|
«Художественная серия». №2374. Цветная репродукция картины И.М. Львова «Охота на уток». КП 2331/12 ПП 54. Художник И.М. Львов работал на рубеже XIX-XX вв. Его картины часто воспроизводились на открытках. Иллюстрировал сборник из 30-ти открыток «Воспоминания о войне 1812 г.». Мастер жанровой живописи. Его работы отличают точность в передаче деталей и яркий колорит. |
|
Цветная репродукция. «Пушкинская улица, Уфа». Издание товарищества «А.В. Лангнер и Ко», Уфа 8. КП 2331/14 ПП 56. | |
Серия «Закаспийские виды». «Водопад Ключ на Аушире». Цветная репродукция пейзажа, изображающего скалы, водопад. КП 2331/15 ПП 57. Водопад в урочище Абшир-ата на территории современного Кыргызстана. |
|
Цветная репродукция «Типы Малороссии». На обороте 2 штемпеля «Кузнецк. Томск.г.», наклеена марка стоимостью 3 коп. Адрес: Томская губерния, Кузнецкий уезд, Яминская волость, с.Большереченское. КП 2331/28. Ф.6. Оп.1. № 37. |
|
Черно-белая репродукция «Парижский салон. I.R.Mehie. Река» 1917. КП 2331/22 Ф.6. Оп.1. №31. |
4. Открытки без указания издателя или с неполно сохранившимся наименованием.
№1655. Черно-белая репродукция картины Л. Бюргера «Тайная любовь». 1898. КП 2331/9 ПП 51. |
|
№526. Черно-белая репродукция картины Г. Дарнаута «Перед грозой». КП 2331/6 ПП 48. Гуго (Хьюго) Дарнаут (1851-1937) австрийский художник – пейзажист. Преподаватель школы живописи. В 1913-1918 гг. – президент Ассоциации художников в Вене. |
|
№177. Черно-белая репродукция картины А.М. Корина «Опять провалился». КП 2331/10 ПП 52. Картина написана в 1891 г. Корин Алексей Михайлович (1865-1923) – сын палехского крестьянина-иконописца. Выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, ученик В.Е. Маковского и И.М. Прянишникова. Мастер жанровой живописи, портрета. С 1894 г. член Товарищества передвижных художественных выставок. |
|
№5877. Черно-белая репродукция картины К.К. Вроблевского «Пейзаж». КП 2331/8 ПП 50. Картина называется «Утро». Вроблевский Константин Харитонович (Каэтанович) (1868-1939) – российский и польский живописец, пейзажист, график. Ученик А.И.Куинджи. На многих картинах изображены виды Малороссии.
|
|
№1253. Черно-белая репродукция картины Э. Ренуфа «Безнадежно». КП 2331/2 ПП 44 Эмиль Ренуф (1845-1894) – французский живописец, маринист.
|
|
Черно-белое фото – морской пейзаж. КП 2331-7 ПП49. |
|
№445. Черно-белая репродукция картины Л. Балестриери «Морозит». КП 2331/4 ПП 46. Лионелло Балестриери (1872-1958) – художник-импрессионист, иллюстратор. Работал в Италии и Франции. |
|
Ф.П.3261. Черно-белая репродукция картины Ж. Жирардо «Сон рыбака». КП 2331/1 ПП 43. |
|
Э.Л.5120. Черно-белая репродукция картины В. Панова «Летний вечер». КП 2331/5 ПП 47. | |
Цветная репродукция картины на тему охоты. КП 2331/11 ПП 53. |
|
№5228 Черно-белая репродукция. «Современные русские художники. И. Левит «Осень». Наименование издателя неразборчиво. КП 2331/3 ПП 45. Иоил Ионович Левит (1875-1937?). Российский художник. Выпускник Академии художеств. |
|
Цветная репродукция. Роза. Приклеена марка стоимостью 3 коп. Оттиски двух штемпелей «Барнаул. 3.4.14» и «Бийск. Томск.губ. 15.4.14» Адрес: Бийск, ЕВБ Лидии Алексеевне Годомской (дочь купца А.Е. Фонарева, жена врача Р. Годомского). Текст открытки на русском языке. КП 2331/36. Ф.1.Оп.5.№ 2 |
|
Цветная репродукция картины Э.А. Шанкс «Лови!». Адресат открытки: Георгий Степанович Блынский. КП 2331/34. Ф.1.Оп.2.№3. Эмилия Шанкс (1857-1936) – русская и английская художница. Первая женщина-живописец, принятая в Товарищество передвижных художественных выставок. Отличительная черта жанровой живописи Э. Шанкс – обязательное присутствие на полотнах детей. |
|
Частично цветная почтовая карточка с тиснением. На лицевой стороне двумя почерками тексты от руки: «Дорогой Вася!», «Христос воскресе!», «2.IV.1916. г.Томск». На обороте печатный текст с названием «почтовая карточка» на европейских языках. Адрес: Действующая армия, 49-й Сибирский стрелковый полк, канцелярия. Василию Евгеньевичу Куртукову. КП 2234 Ф.6.Оп.1. №29. |
|
Цветная репродукция картины Г. Муравьева «Утренняя заря» (1910). Адрес: Москва, Таганка, Большой Вокзальный переулок №34. КП 2331/31. Ф.6.Оп.1. №30. | |
№380. Репродукция картины Н.Е. Рачкова «У калитки». Открытка дореволюционная, текст – советского времени. КП 2331/23. Ф.6. Оп.1. №32. Картина написана в 1871 г. Рачков Николай Ефимович (1825-1895) – русский живописец, мастер бытового жанра и портрета. Любил передавать образы деревенских молодых девушек и девочек в традиционной одежде. |
|
Цветная репродукция. Зимний пейзаж с домиком. Текст на обороте нечитаемый. КП 2331/26 Ф.6.Оп.1. №35. |
|
Черно-белая репродукция, изображающая мать с младенцем. Подпись латиницей, трудноразличима. КП 2331/17 ПП 59. | |
Черно-белая подкрашенная фотооткрытка с изображением девочки с цветами, стоящей у двери. На обороте оттиски 4 штемпелей «Сорокинское почтовое отделение Томс.г.». Наклеена марка, стоимостью 3 коп. Адрес и текст выцвели, плохо читаются. КП 2331/24. Ф.6.Оп.1.№41. |
5. Открытки иностранного производства.
Немецкая цветная «туристическая» почтовая карточка с изображением достопримечательности. Текст на лицевой стороне «Die Landeskrone bei Görlitz». На обороте два штемпеля, марка. Адресат: Erna Wutzke. Görlitz – самый восточный город Германии (сейчас разделен между Польшей и Германией). Недалеко от Гёрлица расположена базальтовая гора Landeskrone с остатками древних укреплений. КП 2331/31. Ф6.Оп.1№40.
|
|
Немецкая почтовая карточка с цветной репродукция в овале с изображением водоёма и домов на берегу. Текст «Lauban. Partie am alten Wehr». (Лаубан. Участок у старой плотины). На обороте - неполно сохранившийся текст на немецком языке о месте издания, марка, штемпель «Lauban. 5.5.20». Адресат: Erna Wutzke. Рукописный текст открытки на немецком языке. КП 2331/29. Ф.6. Оп.1. №38.
|
|
Почтовая карточка европейского производства с изображением четырех черепов и пословицы на немецком языке с кратким переводом на русский. Печатный текст на обороте на французском языке. Рукописный текст – на русском языке. Дата 3 октября 1905 г. КП 2331/25. Ф.6.Оп.1. №34. |
|
Польская почтовая карточка. На лицевой стороне черно-белая репродукция картины и четверостишие польского поэта Адама Мицкевича. На обороте три неразборчивых штемпеля, марки сорваны. 1911 г. Адрес: г.Бийск, ЕВБ Фринете Осиповне г. Годомской. Квартира доктора Годомского. Рукописный текст на польском языке. КП 2331/35 Ф.1. Оп.5. №1.
|
|
Польская открытка. Цветная репродукция мужчина и женщина в цветущем саду. «St. Batowski mal. Szepty wiosenne. – Les soufflés au printemps». Издана в Кракове. КП 2331/19 ПП 61. |
|
Немецкая рождественская открытка. На лицевой стороне изображение младенца. На обороте текст «Fröhliche Weihnachten!» (Счастливого рождества). В нижней части автор и название репродукции: «M.Spötl. Ich bleib bei dirl». Издатель Josef Müller, München. КП 2331/18 ПП 60. |
6. Фотографии на бланке почтовой карточки.
Фотоателье могли напечатать фотографию клиентов не только на обычной бумаге, но и на бланке почтовой карточки, чтобы её удобно было отправить родным. Особенную популярность такие фото-открытки приобрели во время Первой мировой войны.
Военный в папахе. Иван Миляев. На обороте рукописный текст: «С Новым годом, Верочка! 1 января 1918 года. Ваня. Хрб. Ц». Харбин. Печатный текст стандартной почтовой карточки на английском языке. Место для марки обрамлено словами «ARTUR». КП 1270. Ф.7. Оп.2. №20.
|
|
Солдаты. На обороте штемпель «Семипалатинск. Новониколаевск. 22.?.16» Адрес: «город Ишим 111 я дружина томская 1 я рота П.Я. г-ну Рузину». КП 1261 И-Ф 122. Ф.1. Оп.1. №1.
|
|
Мужчина и женщина, сидящие на лавке. (Афанасий Пахомов с первой женой Надей). Адрес: Екатеринбург, 149 пехотный запасный батальон, 3 рота, 2 взвод, Ивану Игнатьевичу Пахомову. КП 1264 И-Ф 124 Ф.1. Оп.1. №3. |
|
Групповой портрет двоих мужчин и одной женщины. Подпись «Ив.Сем.Еласков, Тат. Васил. Митенина (Еласкова)». КП 821. И-Ф 51. Ф.7. Оп.2. №15. |
|
Солдаты с георгиевскими крестами. КП 1711. Ф.7. Оп.6. №20. |
|
Солдат. На обороте два штемпеля «Казань. 10.12.15». Рукописный текст на открытке датирован 6.12.1915 г. Адрес: «через Набережные Челны Уфимской губ. П.о. Афанасово. Уч-це М.Г. Адылевой». КП 1260. Ф.7. Оп.1. №14. |
Фотографии на бланке почтовой карточки из коллекции Юдинцевых.
П.С. Юдинцев. «на работе» (в плену в Германии, 1915 г.). КП 2292/6 Ф.7. Оп.2. № 41.
|
|
Групповое фото пленных в Германии. Среди них П.С. Юдинцев. КП 2292/5 Ф.7.Оп.2. №39. |
|
Групповое фото пленных в Германии. Среди них П.С. Юдинцев. КП 2292/4 Ф.7.Оп.2. №38.
|
|
Два солдата. Подпись на обороте: «Юсупов Я.М.». Из коллекции Юдинцевых. КП 2292/2. Ф.7.Оп.2. №36.
|
|
Две женщины, одна из них Юдинцева (Юсупова) Пелагея Михайловна. На обороте химическим карандашом написан адрес: «Л.Берег Томи №25. Юдинцев». В углу карточки печать фотографа «Фотограф Я.М. Симонов». КП 2292/8. Ф.7.Оп.2. 42. |
|
Юдинцев Павел Сергеевич с другом. КП 2292/3. Ф.7.Оп.2. 37.
|
|
Красноармеец Юсупов Яков Михайлович. Клеймо на обороте почтовой карточки «Foto Bayer». КП 2292/7. Ф.7.Оп.2. №41. |
Составитель старший научный сотрудник Ю.Б. Кауфман
Использованная литература: