При раскопках на территории Кузнецкого острога в 1991 г. был найден фрагмент красноглиняного печного изразца с изображением, предположительно, коня-единорога. Находка была датирована второй половиной XVII в. Изготовлен изразец в мастерской Троице-Сергиева монастыря под Москвой.
Рис 1. Фрагмент красноглиняного печного изразца с изображением единорога? из фондов музея-заповедника «Кузнецкая крепость». КП 925/33 |
Изразец терракотовый («красный») изготовлен из красножгущейся глины, обожжен, но не покрыт глазурью или эмалью. Форма – скорее квадратная. Размеры фрагмента 20х16х6,5 см – т.н. «большой руки».
На лицевой стороне – рельефный рисунок, выполненный техникой тиснения в деревянной форме. По периметру центральный сюжетный рисунок окаймлен рамкой с растительным орнаментом. Ширина рамки 2,5 – 3 см. Рамку окружает бордюр прямоугольной в разрезе формы.
Только две серии изразцов мастерской Троице-Сергиева монастыря имеют широкую рамку с растительным орнаментом в виде завивающихся стилизованных листьев. Такой орнамент был широко распространен в 1-й половине – середине XVII в. на окладах икон. Лицевые пластины троицких изразцов квадратные. Сторона серий с широкой рамкой – 23-25 см. Серия со стороной 23 см и отступающей румпой более поздняя, чем первая, но ненамного, так как характер оформления схожий. Датировка ее – не ранее 1650 г. Румпа (выпуклая задняя часть) кузнецкого изразца – отступающая, следовательно, мы можем связать его с изразцами второй серии.
Рис 2. Вид сбоку фрагмента того же изразца. КП 925/33 |
Известен ещё один изразец из мастерской Троице-Сергиева монастыря, где изображен единорог. Там в поле помещено несколько растительных завитков, а основной сюжет обрамлен широкой рамкой с растительным орнаментом. Однако, сам единорог более фантастичен, чем на кузнецком изразце – на ногах у него когти.
Рис 3. Красноглиняный печной изразец (мастерская Троице-Сергиевого монастыря, середина XVII в.) |
Вообще, изготовление красноглиняных изразцов в России началось ещё в конце XVI в., и основные центры их изготовления были сосредоточены в Москве, Владимире, Суздале, Ярославле, Угличе, Сольвычегодске и Холмогорах.
Рис 4. Красноглиняный печной изразец (конец XVI – первая половина XVII вв., московское производство) |
Кроме «красных» (терракотовых), изготовлялись «муравлёные» (поливные, глазурованные) и «ценинные» (эмалевые) изразцы. Причём, не существовало строгих хронологических границ между различными видами изразцов и на печи одновременно могли присутствовать изразцы всех видов.
Рис 5. «Муравлёный» печной изразец (середина XVII в., владимирское производство?) | Рис 6. «Ценинный» изразец из декора царской усадьбы в Измайлове (70-е гг. XVII в., московское производство) | Рис 7. «Ценинный» печной изразец (первая половина XVIII в., сольвычегодское производство) |
Наличие в разных местах изразцов, изготовленных в одних и тех же формах, говорит о распространении продукции одной мастерской или одного мастера. Изразцовое дело дорого и громоздко, его сложно организовать на новом месте. Поэтому изразцы распространялись посредством торговли. Кроме того, по Соборному Уложению 1649 г., запрещался уход ремесленника с посада. Мастера могли быть официально переведены только по случаю большого строительства: либо для непосредственного в нем участия, либо для обучения местных ремесленников.
В Москве окончание производства «красных» изразцов относится ко второй половине, а в Ярославле – к третей четверти XVII в.; хотя по индивидуальным заказам «красные» изразцы изготовлялись в Москве и в начале XVIII в. Производство же «муравлёных» и «ценинных» изразцов продолжалось и в XVIII и в XIX вв.
Исследователи пришли к выводу, что изразцовые печи были не только в домах зажиточных, но и рядовых москвичей.
В Сибири изразцы стали изготовлять позже, чем в Европейской России. В конце XVII – начале XVIII вв. складываются три центра изразцового ремесла – сначала в Тобольске, а затем в Верхотурье и Тюмени. Например, на территории строящегося Верхотурского кремля в 1700-1712 гг. существовала мастерская по производству изразцов. После его постройки производство изразцов за неимением заказов прекратилось.
До этого изразцы привозились в Сибирь из-за Урала и использовались для оформления печей в домах зажиточных жителей, например, представителей воеводской власти.
По Тобольску есть информация о существовании в 1699 г. «муравленой» печи. В Енисейске в 1697 г. в воеводском доме отмечена «печь образцовая (изразцовая) ветхая», а в бане – кирпичная печь, облицованная изразцами. Тип изразцов не указан.
В 1712-1713 г. по Тобольску отмечено уже много изразцовых печей, а в доме губернатора М. П. Гагарина – 20 «ценинных» печей. Изготовили их мастера из Тюмени.
В заключении, возвращаясь к кузнецкому терракотовому изразцу, нужно сказать, что аналогов его сюжету в опубликованных материалах раскопок сибирских городов (Томск, Тобольск и Верхотурье) не найдено.
Организовать собственное производство изразцов для Кузнецка XVII в. не представлялось возможным из-за дороговизны мастерской и материалов, а также узкого круга потребителей. Принадлежала изразцовая печь, на которой был установлен найденный изразец, скорее всего, воеводе Кузнецка, как самому обеспеченному жителю города.
Литература:
Выставку подготовил ст.н.с. Научно-исследовательского отдела музея-заповедника «Кузнецкая крепость» А.О. Кауфман