«Русские печные изразцы конца XVI – 1-й половины XVIII вв.». Виртуальная выставка

Красноглиняный печной изразец (мастерская Троице-Сергиевого монастыря, середина XVII в.)При раскопках на территории Кузнецкого острога в 1991 г. был найден фрагмент красноглиняного печного изразца с изображением, предположительно, коня-единорога. Находка была датирована второй половиной XVII в. Изготовлен изразец в мастерской Троице-Сергиева монастыря под Москвой.

 

Фрагмент красноглиняного печного изразца с изображением единорога? из фондов музея «Кузнецкая крепость

Рис 1. Фрагмент красноглиняного печного изразца с изображением единорога? из фондов музея-заповедника «Кузнецкая крепость». КП 925/33

Изразец терракотовый («красный») изготовлен из красножгущейся глины, обожжен, но не покрыт глазурью или эмалью. Форма – скорее квадратная. Размеры фрагмента 20х16х6,5 см – т.н. «большой руки».

На лицевой стороне – рельефный рисунок, выполненный техникой тиснения в деревянной форме. По периметру центральный сюжетный рисунок окаймлен рамкой с растительным орнаментом. Ширина рамки 2,5 – 3 см. Рамку окружает бордюр прямоугольной в разрезе формы.

Только две серии изразцов мастерской Троице-Сергиева монастыря имеют широкую рамку с растительным орнаментом в виде завивающихся стилизованных листьев. Такой орнамент был широко распространен в 1-й половине – середине XVII в. на окладах икон. Лицевые пластины троицких изразцов квадратные. Сторона серий с широкой рамкой – 23-25 см. Серия со стороной 23 см и отступающей румпой более поздняя, чем первая, но ненамного, так как характер оформления схожий. Датировка ее – не ранее 1650 г. Румпа (выпуклая задняя часть) кузнецкого изразца – отступающая, следовательно, мы можем связать его с изразцами второй серии.

Красноглиняный печной изразец из фондов музея-заповедника «Кузнецкая крепость». Вид с боку

Рис 2. Вид сбоку фрагмента того же изразца. КП 925/33

Известен ещё один изразец из мастерской Троице-Сергиева монастыря, где изображен единорог. Там в поле помещено несколько растительных завитков, а основной сюжет обрамлен широкой рамкой с растительным орнаментом. Однако, сам единорог более фантастичен, чем на кузнецком изразце – на ногах у него когти. 

Красноглиняный печной изразец (мастерская Троице-Сергиевого монастыря, середина XVII в.)
 Рис 3. Красноглиняный печной изразец (мастерская Троице-Сергиевого монастыря, середина XVII в.)

Вообще, изготовление красноглиняных изразцов в России началось ещё в конце XVI в., и основные центры их изготовления были сосредоточены в Москве, Владимире, Суздале, Ярославле, Угличе, Сольвычегодске и Холмогорах. 

Красноглиняный печной изразец (конец XVI – первая половина XVII вв., московское производство)

Рис 4. Красноглиняный печной изразец (конец XVI – первая половина XVII вв., московское производство)

Кроме «красных» (терракотовых), изготовлялись «муравлёные» (поливные, глазурованные) и «ценинные» (эмалевые) изразцы. Причём, не существовало строгих хронологических границ между различными видами изразцов и на печи одновременно могли присутствовать изразцы всех видов.

«Муравлёный» печной изразец (середина XVII в., владимирское производство?) «Ценинный» изразец из декора царской усадьбы в Измайлове (70-е гг. XVII в., московское производство) «Ценинный» печной изразец (первая половина XVIII в., сольвычегодское производство)
Рис 5. «Муравлёный» печной изразец (середина XVII в., владимирское производство?)  Рис 6. «Ценинный» изразец из декора царской усадьбы в Измайлове (70-е гг. XVII в., московское производство)  Рис 7. «Ценинный» печной изразец (первая половина XVIII в., сольвычегодское производство) 

Наличие в разных местах изразцов, изготовленных в одних и тех же формах, говорит о распространении продукции одной мастерской или одного мастера. Изразцовое дело дорого и громоздко, его сложно организовать на новом месте. Поэтому изразцы распространялись посредством торговли. Кроме того, по Соборному Уложению 1649 г., запрещался уход ремесленника с посада. Мастера могли быть официально переведены только по случаю большого строительства: либо для непосредственного в нем участия, либо для обучения местных ремесленников.

В Москве окончание производства «красных» изразцов относится ко второй половине, а в Ярославле – к третей четверти XVII в.; хотя по индивидуальным заказам «красные» изразцы изготовлялись в Москве и в начале XVIII в. Производство же «муравлёных» и «ценинных» изразцов продолжалось и в XVIII и в XIX вв.

Исследователи пришли к выводу, что изразцовые печи были не только в домах зажиточных, но и рядовых москвичей.

В Сибири изразцы стали изготовлять позже, чем в Европейской России. В конце XVII – начале XVIII вв. складываются три центра изразцового ремесла – сначала в Тобольске, а затем в Верхотурье и Тюмени. Например, на территории строящегося Верхотурского кремля в 1700-1712 гг. существовала мастерская по производству изразцов. После его постройки производство изразцов за неимением заказов прекратилось.

До этого изразцы привозились в Сибирь из-за Урала и использовались для оформления печей в домах зажиточных жителей, например, представителей воеводской власти.

По Тобольску есть информация о существовании в 1699 г. «муравленой» печи. В Енисейске в 1697 г. в воеводском доме отмечена «печь образцовая (изразцовая) ветхая», а в бане – кирпичная печь, облицованная изразцами. Тип изразцов не указан.

В 1712-1713 г. по Тобольску отмечено уже много изразцовых печей, а в доме губернатора М. П. Гагарина – 20 «ценинных» печей. Изготовили их мастера из Тюмени.

В заключении, возвращаясь к кузнецкому терракотовому изразцу, нужно сказать, что аналогов его сюжету в опубликованных материалах раскопок сибирских городов (Томск, Тобольск и Верхотурье) не найдено.

Организовать собственное производство изразцов для Кузнецка XVII в. не представлялось возможным из-за дороговизны мастерской и материалов, а также узкого круга потребителей. Принадлежала изразцовая печь, на которой был установлен найденный изразец, скорее всего, воеводе Кузнецка, как самому обеспеченному жителю города.

Литература:

  1. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV – XIX вв. М., 1983.
  2. Нескоров А. В. Тобольские изразцы как исторический источник. // Русские старожилы. Тобольск, Омск, 2000. С.400-403.
  3. Святов В. Н., Старков А. В., Чаиркин С. Е. Археологические исследования в г. Верхотурье в 1997 г. // Археологические и исторические исследования г. Верхотурья. Екатеринбург, 1998. С.144-158.

Выставку подготовил ст.н.с. Научно-исследовательского отдела музея-заповедника «Кузнецкая крепость» А.О. Кауфман 

 

Купить билет