В постоянной экспозиции музея-заповедника «Кузнецкая крепость» есть костяная накладка с изображением скомороха. Датируется она XVII-XVIII вв. и найдена при раскопках Кузнецкого острога.
Рис. 1. Костяная накладка с изображением скомороха. XVII-XVIII вв. Кузнецкий острог. КП 925/47 |
Именно скоморохи стояли у истоков русского народного театра. Первые упоминания о них встречаются в «Повести временных лет», сочинённой в XI-XII вв., а изображения этих народных «потешников» всё ещё сохранились на стенах Софийского собора в Киеве, построенного в XI в.
Это были профессиональные музыканты-исполнители, владеющие различными народными инструментами, выступавшие для «потехи» на княжеских пирах, сельских праздниках и городских улицах. Однако, функции их были гораздо шире, чем просто исполнение музыки и песен. Они были и актёрами, и акробатами, и поэтами-импровизаторами, и дрессировщиками.
Рис 2. Рисс Ф.Н. «Скоморохи в деревне» (1857 г.). Холст, масло. 55 x 73. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени |
Скоморохи, собираясь вместе «ватагами», ходили из села в село, из города в город, везде устраивая представления. В народе их называли «веселыми ребятами». Представления не имели чёткого, заранее написанного, сценария, чаще всего это была импровизация. В их творчестве нашла отражение «смеховая» или «карнавальная культура», когда все привычные нормы повседневной жизни переворачивались с ног на голову, подвергались высмеиванию и острой сатире.
Рис 3. Васнецов А.М. «Скоморохи. Старая Москва» (1904 г.). Бумага, акварель, уголь, белила. 46,5х60,8. Государственная Третьяковская галерея |
В 1648 г. царь Алексей Михайлович специальным указом запретил скоморошество. Однако оно трансформировалось в новые формы народных театральных представлений, среди которых особо любимым был вариант кукольного театра с главным действующим лицом, весьма напоминающим скомороха – Петру́шкой (иногда его называли Ванька - Ратату́й). Кукловод («ку́кольник») мог произвольно изменять сюжет и ход представления. Участие в этом принимали и зрители, которые «советовали», как поступить Петрушке или другим героям в тот или иной момент. Чаще всего по сюжету главный герой расправлялся с различными врагами (нередко это были социальные враги всего народа – тупые властители, жадные купцы, лживые попы и т.д.): сначала с помощью весёлых шуток и остроумных выпадов, а потом с помощью кулаков и дубинки. В конце же внезапно появлялись Смерть, Чёрт или Собака, которые хватали Петрушку за нос и утаскивали за ширму.
Рис. 4. Соломаткин Л.И. «Петрушка. Сцена у веранды» (1874 г.). Холст, масло. 31,0 x 23,7. Источник: https://collectart.ru/paintings/10-petrushka-ulichnaya-stsena |
Устройство такого театра было весьма простым: на площади устанавливалась лёгкая ширма, которая скрывала кукловода, а по её верхнему краю двигались куклы. Иногда же ширмой служил специальный костюм «кукольника», закрывающий полностью верхнюю половину его тела. «Кукольник» нередко одновременно озвучивал несколько персонажей, меняя свой голос. Традиционно, голос Петрушки был пронзительно тонким и гнусавым. Такой эффект достигался с помощью пи́щика – специального устройства, которое помещалось в рот кукольнику.
Кроме «кукольника» и Петрушки обязательным участником такого театра был музыкант, сопровождавший действие игрой на каком-либо музыкальном инструменте и вступавший в разговор с Петрушкой или зрителями по ходу представления.
Своеобразной формой театральных представлений стали и народные драмы, которые были тесно связаны с повседневным бытом и со «смеховой культурой». Они вовсе не требовали декораций, а о месте и времени событий зрители узнавали из реплик актёров. Сюжет пьесы, чаще всего, был плодом коллективного творчества, в его создании участвовали не только актёры, но и зрители, которые нередко включались в представление. Сохранились даже названия самых известных подобных драм: «Лодка» и «Царь Максимилиан», которые ставились во множестве версий и вариаций.
Более профессиональной формой театра были балага́ны (от персидского - «верхняя комната», «балкон»). Балаганные представления проводились в точно установленные сроки - как правило, во время масленичных и пасхальных гуляний, а также торговых ярмарок. Для них строилась специальная сцена с обязательным над ней балконом для конферансье, или как его называли на Руси – «карусе́льного деда». Его функция заключалась в том, чтобы привлечь внимание публики, анонсировать предстоящее действо, а по ходу комментировать события, происходящие на сцене, перекидываясь со зрителями остроумными репликами.
Рис. 5. Попов А.А. «Балаганы в Туле» (1873 г.). Холст, масло. 29 х 45. Государственный Русский музей |
Главные персонажи балаганного театра были позаимствованы из итальянских театральных представлений – комедий dell'arte. Ими были грустный Пьеро́, безнадёжно влюблённый в Коломби́ну и постоянно терпящий издевательства от своего более удачливого соперника – Арлеки́на, который заменил любимого в народе Петрушку.
В балаганах, зачастую, использовалась весьма сложная техника, позволяющая мгновенно менять декорации и совершать героям различные сложные, эффектные трюки. Так, например, Арлекина ловили, разрезали на куски, которыми выстреливали из пушки, но из грохота, пламени и клубов дыма перед публикой вновь представал живой и здоровый, веселый и находчивый персонаж.
Весьма популярным стало ещё одно народное развлечение, появившееся в более поздние времена – раёк. Так назывался деревянный ящик, в котором были проделаны небольшие отверстия для глаз со вставленными в них увеличительными линзами. Смотрящий в них человек видел сменяющие друг друга картинки, которые прокручивались внутри ящика.
Рис. 6. Литографская мастерская П.И. Глушкова. Раёк «Всемирная косморама». 1878 г. Источник: https://www.culture.ru/materials/255003/rayok-medvezhya-komediya-i-drugie-dorevolyucionnye-razvlecheniya |
Во время такого «сеанса» хозяин райка («раёшник») развлекал зрителей забавными стихотворными текстами, подобными этому:
«А вот, извольте видеть, город Рим,
Дворец Ватикан –
Всем дворцам великан!
А в нём живёт римский папа,
Загрёбистая лапа!
А вот город Париж,
Как туда приедешь – тотчас угоришь.
Наша именитая знать
Ездит туда денежки мотать…»
Такой вид наивной поэзии получил название «раёшник» или «раёшный стих».
Рис. 7. Маковский К.Е. «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».1869 г. Холст, масло. 215 x 321 см |
Материал в выставке подготовил с.н.с. Научно-исследовательского отдела музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Кауфман А.О.