Настоящая выставка рассказывает о технологии обработки волокон и кустарном изготовлении тканых, плетёных и вязаных изделий. В качестве иллюстраций использованы фотографии образцов из фондов музея-заповедника «Кузнецкая крепость» и исторические снимки, опубликованные на страницах в Интернете.
1. История производства в Сибири нитей из разных материалов и изделий из них в XVII-XX вв.
Изготовление нитей из природного сырья и создание из них различных изделий существовало на территории нашего государства с древности.
К началу освоения Сибири в Центральной части России существовало ремесленное производство текстильных изделий из отечественного сырья. В конце XVII в. удалось наладить выращивание льна в окрестностях Тобольска и Тюмени, производство холстов и крашенины. В других внутренних районах Сибири тоже начинали выращивать лён, коноплю сеяли и раньше. Коренное население обрабатывало коноплю и крапиву и производило изделия из них.
Рис. 1. Тканая лямка для нарт. Нач. XX в. Шорцы. Крапива. КП 369 |
В XVII в. сибирский рынок был насыщен привозными тканями и одеждой, к концу века постепенно налаживается местное производство одежды. Готовые ткани продолжали завозить, но ассортимент менялся в разное время. Рыболовные снасти вязали из купленных на рынке нитей. С развитием животноводства в продаже появляются изготовленные в Сибири шерстяные изделия. В Тобольске делали войлоки из коровьей шерсти; из овечьей и козьей шерсти вязали, делали войлочные одеяла, шляпы.
В Кузнецком уезде в силу военной опасности в XVII – 1 половине XVIII вв. технические культуры не сеяли, направляя все силы на выращивание зерновых. У коренного населения существовало собственное производство конопляных и крапивных изделий. В материалах раскопок Кузнецка встречаются фрагменты шерстяных тканых, вязаных и валяных изделий, а также фрагменты одежды из тонких привозных тканей.
Рис.2. Фрагмент тканого пояса из раскопок Кузнецка. XVIII в. Шерсть. КО-12 ПО - 2.2277 |
|
Рис. 3. Фрагменты деталей обуви и войлочной стельки из раскопок Кузнецка. XVIII в. Шерсть, кожа. КО-12 ПО - 2.2480 |
|
Рис.4. Фрагмент детали одежды из тонкой ткани, обшитый декоративным шнуром из раскопок Кузнецка. XVIII в. Лён, шёлк? КО-12 ПО - 2.2232 | |
Рис. 5. Обгоревшая ткань из раскопок Кузнецка. XVII-XVIII в. Лён. К-91 Р-11 Об.6 |
В слоях XVIII в. появляются кости овец, которых не было в Кузнецке раньше, следовательно, население начинает пользоваться местной шерстью. Найденные при раскопках валяные, вязаные, и тканые изделия грубой выработки могли быть изготовлены здесь же из своего сырья.
По мере ослабления военной опасности, в Кузнецком уезде в середине - 2-й половине XVIII в. наряду с зерновыми стали сеять лён и коноплю. Ученые, путешествовавшие по Сибири, отмечают достаточное количество плодородной земли, использование системы перелога, позволявшей участкам отдыхать. Перелог и подсечное земледелие давало возможность после зерновых небольшими полосами сеять технические культуры, которые сильно истощали почву, а затем дать участку отдых на один сезон.
Овец грубошерстной «крестьянской» породы разводили повсеместно. Паслись они, практически, самостоятельно на неудобных для земледелия участках. В южных районах Урала и Сибири разводили верблюдов.
В Томской губернии в конце XIX – начале XX вв. посевы льна и конопли были распространены на всей территории. Сеяли технические культуры в мае, убирали в августе. В Кузнецком уезде урожай был в среднем 40 пудов с десятины. Продавали урожай осенью, в ноябре, после первичной обработки волокна. Пуд льняного волокна стоил 2,8-3,5 рубля, конопляная пенька – 2,5-2,8 рубля. Конский волос продавался по 24-25 рублей за пуд, свиная щетина – 38-45 рублей, немытая овечья шерсть 10-11 рублей за пуд. Овца грубошерстной породы стоила 3-4 рубля, тонкорунная 10-11 рублей. Последних завезли в Томскую губернию в самом начале XX в.
В некоторых районах Томской губернии и в Кузнецком уезде, в частности, были распространёны ткацкий и шерстобитный кустарный промысел. В с.Афонинское Бачатской волости существовало производство льняного и конопляного волокна, изготовление холстов, шабурятины (шерстяная или полушерстяная грубая ткань для верхней одежды) для себя и на продажу.
Рис. 6. Обработка льна Кузнецкий уезд. 1911-1913 гг. Фото М.А.Круковский. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885/page-11 |
В инородческих волостях, в Бийском и Барнаульском округе изготавливали полушерстяные половики, холст, пестрядь из своего сырья. В Кузнецком уезде существовало производство пеньки и веревок из неё, а также изготовление сетей и неводов коренным населением на продажу. Шерстобиты в Кузнецком уезде из сырья заказчика делали пимы и войлок. Домашнее производство различного текстиля и полуфабрикатов, не достигшее уровня кустарного промысла, существовало практически в каждом населённом пункте Томской губернии в конце XIX-XX вв.
2. Технологии получения нитей из различных материалов
Технологии получения нитей из различных материалов во многом схожи, отличаясь первоначальными этапами подготовки сырья (волокон растительного или животного происхождения). В Сибири практиковали общероссийские традиции и инструменты при обработке технических культур, шерсти.
Обработка шерсти.
Овечья шерсть была нескольких разновидностей, в зависимости от структуры и качества волоса. Пуховое волокно (присутствовало только у тонкорунных овец) – тонкое, мягкое, длинное и прочное. Переходный волос (обычная шерсть большинства овец) – более грубое волокно. Остевой и мёртвый волос – самые грубые категории волокна, шли только на изготовление войлока для технических нужд.
Поярковая шерсть (от первой стрижки ягнят) – самая мягкая. Её использовали для вязания детских вещей и делали нить для тканья. В России разводили в основном грубошерстных и курдючных овец, тонкорунные породы были редкими.
Овечью шерсть получают путём стрижки, которая обычно случалась весной и осенью (осенняя более качественная). Исходный продукт покрыт жиропотом и смешан с мусором, который цепляется к шерсти в процессе выпаса овцы.
Рис. 7. Ножницы для стрижки овец. КП 2036 |
Состриженную шерсть чистили, разбирали вручную, сортировали по цвету и качеству. Следующий этап обработки – стирка, которую проводили 4-5 раз. Просушенную после мытья шерсть сортировали ещё раз.
Для получения качественной ровной нитки комки шерсти надо распушить. Для вязания грубых вещей (носков, рукавиц) немытую шерсть очищали от мусора, раздёргивали руками, немного прочёсывали и пряли толстые нитки. Таким методом пользовались при домашнем изготовлении. Для производства тонкой нити для вязания и тканья шерсть обязательно вычесывали и (или) отбивали струной или прутьями.
После такой обработки она становилась мягкой и воздушной. Для вычесывания длинного волокна использовали гребни, для остальной шерсти – карды (щётки с металлической щетиной).
Рис.8. Карда для чесания шерсти. 2 пол. XX в. КП 2253 | Рис. 9. Обработка шерсти. 1900 г. Костромская губерния, Солигаличский уезд, Великовская волость. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885/page-11 |
Для битья струной делали приспособления с решёткой и лучком (в качестве тетивы натянута овечья кишка). Кочевые народы отбивали шерсть также длинными прутьями. Шерсть раскладывали для битья на решетке из реек, сквозь промежутки в ней сыпался на пол мусор, битая шерсть скатывалась по натянутым с боков холстам.
Оренбургские татары использовали шерсть овец и верблюдов. Из верблюжьей шерсти татарки и казачки делали шерстяную ткань, напоминавшую английский камлот. Из этой ткани горохового цвета шили верхнюю одежду, в том числе для военной службы.
Козий и собачий пух и шерсть получали путём вычесывания с животных и использовали главным образом для вязания. Так как это материал более мягкий, чем овечья шерсть, то первоначальная обработка была более щадящей. Объемы сырья при домашнем производстве были небольшими.
Обработка льна, конопли, крапивы.
Обработка растительных волокон значительно более трудоёмка, чем обработка шерсти.
Выдерганные из земли растения ставили в снопы для просушки и дозревания семян, затем удаляли семенные коробочки.
Рис.10. Способ сушки льна-долгунца. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885 |
Для запуска химических процессов, облегчавших отделение одревесневших частей побега, использовали вымачивание в водоёмах или вылёживание в поле (там его мочили дожди и сушило солнце).
Рис. 11. Мочение льна. Карелия. 1 пол. XX в. Источник6 https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885 |
После собирали снопы и сушили на жердях в ригах или на ограде усадеб. Окончательно досушивали, протапливая в течение суток печь в риге, и сразу мяли в специальных мялках, отделяя костицу (твердый верхний слой стебля).
Рис.12. Женщины мнут лён. Енисейский уезд. 1910-е гг. Быт Енисейской губернии конец XIX - начало XX в. Источник: http:www.bigpicture.ru |
Рис.13. Крестьянка мнет лён на мялке-бросальнице. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885 |
Досушивание и мятьё происходили уже осенью по холоду. Там же, в ригах или пустых постройках мятое волокно трепали тонкими дощечками лопатообразной или ножевидной формы. Процесс был очень пыльным, и в жилых помещениях его не проводили.
Обтрёпанное волокно сортировали. Обрывки (отрепья) использовали на паклю для конопачения, свивали в жгуты для грубых верёвок. Костицу смешивали с навозом или сжигали. После трепания лён чесали гребнями и щетью 2-4 раза.
Рис. 14. «Гребень» для удаления семян со льна и очистки пучка от обломков костицы. XX в. КП 1827/27 | |
Рис. 15. Гребень деревянный для чесания льна (устанавливается в опору). XX в. КП 910 | |
Рис. 16. Гребень «малый» для ручного чесания льна. XX в. КП 1063 | |
Рис. 17. Женщина использует гребни для обработки конопляного волокна. Нижегородская антропологическая экспедиция. 1925-1927 гг. Источник: https://vk.com/photo-19125014_457244461 |
Получались волокна разного качества. Изгреби шли на грубый холст и верёвки. Пачесы разного качества – на уток и основу холстов. Собственно льном называли самое тонкое, вычесанное волокно. Лён связывали и хранили до прядения, размер связки измеряли горстями. Коноплю и крапиву обрабатывали похожим образом.
Рис. 18. Обработка конопли. 1910 г. Источник: https://vk.com/photo-19125014_457244457 | Рис.19. Обработка конопли. 1900 г. Источник: https://vk.com/photo-19125014_457244465 |
Обработанное волокно в конце осени шло на продажу или использовалось в своем хозяйстве.
3. Производство нити – прядение.
Изготовление пряжи из разных видов сырья происходило практически одинаково. Различия были только в качестве исходного волокна.
Основные орудия производства нити – это веретено и прялка. Веретено – это точёная палочка сигарообразной формы с утолщением на одном крае и остриём на другом.
Рис.20. Веретено. XX в. КП 2102 |
Прялка состоит из лопаткообразной стойки, вставленной в горизонтальную опору – донце. Лопатка могла быть расписная или резная, стойка токарной работы или гладкая.
Рис.21. Прялка. XX в. КП 1727 |
Прялки могли быть цельные или составные. Кудель (определённое количество обработанного волокна) крепили к лопатке.
Рис. 22. Льняная кудель на прялке |
Размер кудели зависел от возраста работника и от качества материала. Кудель грубого волокна по объему превосходила кудель мягкого волокна. Малолетней пряхе мать делала маленькую кудельку, игрушечную. Девочка – подросток отрабатывала навыки на половинном для взрослой пряхи объёме. Девушки пряли наравне с матерями, обеспечивая себя приданым.
Рис.23. Девочка за прялкой. Оренбургская губерния. 1914 год. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885/page-6 |
Тремя пальцами левой руки постепенно вытягивали волокно из кудели и скручивали его против часовой стрелки в тонкую нить, которую наматывали на веретено, вращая его тремя пальцами правой руки по часовой стрелке.
Для тканья пряли нити разной толщины, но гораздо тоньше и сильнее скрученные, чем для вязания.
Мужчины тоже пряли, но пряжу для верёвок. Грубые льняные и конопляные волокна скручивали в толстую нить и сматывали в клубки.
Рис. 24. Пожилой мужчина прядет изгреби для веревок. 1903-1905 гг. Архангельская губерния. Фото Н. Шабунина. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885/page-8 |
Пряли лён в свободное от другой работы время. Пряли на ручных прялках долгое время, даже с появлением самопрялок от них не отказывались. Все работы со льном и коноплёй проводили в свободное от других работ время.
Рис.25. Прялка – самопрялка. XX в. КП 1245 |
Готовую пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая пасмы.
Рис.26. Пасма льняная. XX в. КП 2792 |
Мотовила были разной конструкции. Мотовило-талька – круглый стержень длиной около 80 см., имеющий с обоих концов навершия в виде поперечного стержня или естественное развилье.
Рис. 27. Мотовило-талька. XX в. с. Бедарево Новокузнецкого района Кемеровской области. КП 47 | Рис. 28. Мотовило-талька. XX в. КП 1964 |
Другое мотовило – это крестовина до 70 см длины с развильями на концах, посаженных на круглые шипы. В центре крестовины – ось на двух стойках. На конце оси есть ручка для привода мотовила в круговое движение.
Существовали мотовила с барабанами, образующие целый станок.
Рис. 29. Распределительный барабан вертикального мотовила. c. Бедарево Новокузнецкого района Кемеровской области. XX в. КП 52 | Рис. 30. Вертикальное мотовило с двумя барабанами для перемотки пасмы. Нижний Тагил. Начало XX в. источник: http:www.museum-nt.ru |
Перемотанную пряжу мыли или замачивали в овсяной соломе или мякине. Мокрые мотки вымораживали в мартовские утренники, вывешивая пряжу на изгородь – для того, чтобы убрать жесткость нити, серый цвет, сырость.
4. Технологии изготовления готовых изделий из различных нитей
Скручивание, сучение.
Самая простая технология, использовалась для изготовления верёвок, канатов и кручёной нити для вязания сетей, шитья обуви. Верёвки делались из разнообразных растений, не только из льна и конопли, зачастую из непряденых, скрученных волокон.
Длинную толстую веревку, канат делали на улице, растягивая нити на большое расстояние. Скручивали три нити вместе, используя приспособление из бруска с тремя отверстиями, в которых крутились ручки и дощечки с тремя отверстиями, которая надевалась на них.
Рис.31. Изготовление верёвок. Крестьянское кустарное производство и промыслы в Курганском уезде Тобольской губернии. 1895 г. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885/page-7 | Рис.32. Верёвочное производство. Село Павлово Горбатовского уезда. 1896 г. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885/page-3 |
Витьем канатов и толстой бечевы занимались группами, один человек не справится. Готовое изделие рубили по длине на куски, и закрепляли концы. Тонкие веревки или бечёвки вили дома в одиночку, скручивая волокно на колене, или свивая несколько пряденых нитей в одну. Для сапожников и рыболовов нужна была сучёная нить. Её делали на станочке или на самопрялке и скручивали из 2-3 смоченных нитей одну.
Рис. 33. Мальчик скручивает нитки для изготовления серпянки. Рязанской губ., Касимовский у., с. Алексеево. 1913 г. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885 |
Вязание и плетение.
Вязание – это изготовление вещи из одной или нескольких (при узорном вязании) нитей. При вязании нить укладывается в петли, которые соединяются друг с другом при помощи простых ручных инструментов (крючок, спицы, игла). В старину в России из своей пряжи вязали в основном тёплые вещи и пояса (последние на двух спицах и крючком).
Рис. 34. Обработка шерсти и вязание рукавиц и перчаток (крючком или иглой). Владимирская губерния. 1900-1905 гг. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885/page-2 |
Вязание как техника считается разновидностью плетения, что хорошо заметно на архаичном вязании одной иглой. Такое изделие невозможно распустить, только распутать в обратном порядке.
Рис. 35. Рукавица, вязанная одной иглой. Кузнецк. XVIII в. КП 2061/1 |
К вязанию можно отнести и изготовление сетей. Их делают из одной нити, сложенной в петли, закреплённые узлом. Для удобства изготовления использовали сетевязальную «прялку», которая состоит из стойки с развильем, укрепленной в донце, на котором сидит мастер. На развилье закрепляется нить и наматывается готовая сеть.
Рис.36. Сетевязальная прялка и реконструкция сети. КП 2783/7 |
В плетёном изделии несколько нитей, но не различается основа и уток, все нити одинаково участвуют в процессе. Некоторые виды плетения предполагают вязание петель и узлов, отсюда развилось кружевоплетение. Кружева делают из множества нитей, намотанных на коклюшки, по рисунку.
Пояса плели на руках, на спице (в бутылку), на вилочке (рогатине). Для поясов использовались и шерстяные и льняные нити, для кружева – льняные, хлопковые.
Ткачество.
Ткачество – это изготовление вещей на специальных станках путем переплетения основы и утка. Это самое распространённое женское занятие в дореволюционной России. В так называемом ручном ткачестве станок включал в себя простейшие приспособления – дощечки, сволочок, бердышко, а основа крепилась к поясу ткачихи. Основное предназначение ручного ткачества – изготовление поясов.
Рис.37. Девочка ткёт пояс на «ниту» (сволочке). Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885/page-3 | |
Рис. 38. Женщина делает пояс на «дощечках». Экспедиция В.К. Костко. Минская губ, Игуменский уезд, с. Капланцы. 1904 г. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885 |
|
Рис.39. Тканый пояс (фрагмент). Лён и шерсть. XX в. КП 908 | |
Рис. 40. Тканый пояс (реконструкция). Хлопок. КП 2643 |
Использовались также простые станки и приспособления для ткачества конкретных изделий (ситного полотна из конского волоса, рогож).
Ткачеству предшествовало снование основы по счёту нитей. Важно для успешного тканья правильно сделать основу. Для снования нужен юрок – цилиндрическая палочка с вырезами на противолежащих сторонах и отверстиями. Нить пропускалась через юрок, чтобы не перекрещивалась, плавно ложилась на раму и имела соответствующий натяг. Сновалка для поясов – это доска с колышками, для тканья холстов основу делали на большой сновалке, состоявшей из высоких рам. Если сновалку некуда ставить, сновали по вбитым в стену дома колышкам.
Заготовленную основу сплетали в косу, перевязывали бечевками и хранили до заправки станка.
Ткацкий стан состоял из деревянной рамы (станины), к верхней перекладине которой подвешены блоки с ремизками, а между стойками специальные приспособления для наматывания готового холста, на противоположной стороне – вал для намотки основы. Нити пропускаются сквозь бердо, а затем поочередно в глазок или в просвет нитченок. Валы с туго натянутой основой закрепляли и пробовали зев. Если всё правильно, можно начинать ткать.
Рис. 41. Женщина за кроснами. XX в. Источник: https://smolbattle.ru/threads/Быт-и-крестьянские-промыслы-дореволюционной-России.62885 |
Принцип процесса тканья основан на переплетении нитей основы и утка в определенном порядке. Нити основы перемещаются вниз и вверх, уток идёт перпендикулярно. Системы переплетения нитей условно объединяются в 3 группы: полотняное, саржевое и сложное. В тканях 3-й группы могло быть использовано два утка – соответственно, применялась браная техника.
Полотняное переплетение – когда нити утка и основы поочередно перекрещивают друг друга, лицевая и изнаночная стороны такой ткани одинаковые.
Рис.42. Полотенце из крапивного холста. Полотняное переплетение. Середина XX в. КП 2794 |
Саржевое переплетение – когда нити переплетаются со сдвигом, образуя рисунок из диагональных полос. Оно может быть простое, когда диагонали одинаковы и сложное – диагонали образуют ритмический рисунок. Сложное комбинированное переплетение – рисунок, напоминающий репс (с продольным и поперечным рубчиком).
Для холста полотняного переплетения необходимо две нитченки, для узорного тканья – до восьми. Узорную ткань умели делать далеко не все. Нитченки, или ремизки, соединялись при помощи системы блоков к подножкам.
Основные виды сложного переплетения:
Браные узоры по белому холсту – это ткань на полотенца и скатерти.
Рядно – холст для подстилок, мешков, постелей. Ткали в три или четыре нитченки. Ткань выходила «в рубчик». Пряжа из коровьей, овечьей или козьей шерсти шла на уток ткани для верхней зимней одежды, вытканной подобным переплетением.
Канифас – узор в шесть нитченок, и шесть подножек. Узор состоял из двух чередующихся полос, одна с косой ниткой, другая – с прямой.
Рис. 43. Вышитый рушник из холста со сложным переплетением. Томская губерния. 1910 г. КП 1467 |
Узорница – восьмипарная основа. Изготовление такой ткани занимало много времени, далеко не каждая женщина умела ткать узорницу. Узор составлялся из одинаковых клеток, которые были заполнены косыми линиями, образующими ромбики.
Строчи – сложная художественная ткань. Выборочное исключение нитей из процесса тканья. Специальной планочкой определенные нити приподнимались, создавая узор. Уток мог быть контрастным по цвету с основой или немного отличаться от неё.
Пестрядь – ткань, у которой основа и уток цветные (разного цвета), а основа может быть нескольких цветов (основной узор различные клетки).
Рис. 44. Понёва из пестряди. Конец XIX – начало XX в. КП 2185 |
На ткацком стане практиковалось и изготовление кушаков и поясов, что предполагало использование разноцветных нитей и разнообразных узоров.
В отдаленных, глухих районах архаичные технологии сохранялись долго и были изучены этнографами в первой половине XX в.
Рис. 45. Рубаха холщовая. Конец XIX – начало XX в. КП 720 |
Во многих регионах Сибири в силу отдаленности от оживленных транспортных сетей технологии обработки сырья и производства готовых изделий так и остались на уровне кустарных промыслов, призванных обеспечивать необходимым свое хозяйство и ближайших соседей.
Литература.
Выставка подготовлена старшим научным сотрудником Научно-исследовательского отдела Ю.Б. Кауфман