Основателями службы медицинских сестер в России считаются Великая Княгиня Елена Павловна и выдающийся хирург Николай Иванович Пирогов. Во время Крымской войны усилиями этих людей была создана система профессионального ухода за больными и ранеными солдатами.
Ранее в России уже предпринимались попытки организации систематического обучения среднего и младшего медицинского персонала женского пола. С 1803 г. открывали приюты для бедных вдов, где их обучали основам ухода за больными. Назывались эти женщины «сердобольными вдовами». С 1816 г. открылись фельдшерские школы, Институт сердобольных вдов. Выпускницы работали в лечебницах и госпиталях. В 1844 г., по инициативе Великой Княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской, была учреждена старейшая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия, по духу и целям напоминавшая европейские католические общины. Члены общины ухаживали за больными, заботились о брошенных детях, о калеках и убогих и т.п. Но даже и речи не могло быть о том, чтобы они отправились на фронт ухаживать за ранеными.
В 1854 г., во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, для помощи раненым и больным в непосредственной близости от театра военных действий. В Крым, а затем и в другие места, отправилось несколько отрядов сестер милосердия общей численностью до 250 человек. Руководил сестрами выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов. Ещё до войны он пришел к выводу, что выздоровление больного или раненого зависит не столько от мастерства хирурга, сколько от хорошего больничного ухода. Его возмущала коррупция в военно-медицинской сфере. Чтобы справиться с ней, нужно было много неравнодушных наблюдателей за чиновниками. Ими и стали сестры милосердия. Они отдавали под суд нечистых на руку медицинских и военных чиновников, наводили порядок в госпиталях и аптеках. Н.И.Пирогов впервые разделил сестер на перевязывающих, аптекарш и хозяек, создал транспортное отделение общины для организации правильной перевозки раненых.
Сестры милосердия занимаются заготовкой перевязочного материала. источник: http://news24today.info |
Мысль отправлять женщин на войну была принята в обществе с недоверием, но своей деятельностью сестры милосердия оказались выше всяких похвал; они ухаживали за больными, помогали при операциях, следили за питанием и одеждой больных, утешали умирающих, безропотно переносили все ужасы войны.
Спустя 20 лет после окончания Крымской войны Пирогов осмысливал деятельность сестер милосердия. На первое место он ставил профессионализм, а не религиозность. Пирогов пришел к выводу, что сестра милосердия не должна быть монахиней, это «женщина с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, а при этом … непременно должна сохранить чувствительное сердце.»
Когда Россия присоединилась к Женевской конвенции, в 1867 г. на базе Крестовоздвиженской общины было создано общество попечения о больных и раненых воинах. В 1876 г. оно было переименовано в Российское общество Красного креста. Сестры милосердия проявили себя в русско-турецкой войне, что позволило сократить потери на фронте.
Вскоре было открыто еще несколько общин сестер милосердия в Москве и Петербурге, а также других городах. В 1892 г. открылась община в Томске, в 1894 г. – в Тобольске. В 1892 г. в России насчитывалось 109 общин. Главное Военно-медицинское управление считало необходимым подготовку резерва сестер милосердия на случай мобилизации.
В мирное время сестры милосердия были заняты в госпиталях и больницах, в том числе принадлежавших общинам. Санитарные отряды сестер посылались обществом Красного креста в места, охваченные эпидемиями, стихийными бедствиями.
Сестры работают в земской больнице источник: http://archive.taday.ru |
В сестры милосердия принимались девицы или вдовы, в возрасте 20-40 лет (по Уставу 1903 г. с 18 лет), здоровые, грамотные. В небольших провинциальных общинах сестрами могли стать замужние женщины, с разрешения мужей. В течение первых полутора-двух лет они числились испытуемыми и обучались уходу за больными в теории и на практике. Проверялось и нравственное состояние новоприбывших. В любой момент они могли покинуть общину, если не могли справиться с работой. Штатные сестры должны были предупредить об уходе за 2 месяца. Фото: Испытуемая сестра Агриппина Гусеваисточник: http://www.pravenc.ru |
В больницах и госпиталях сестер обучали основам анатомии, физиологии и патологии; перевязке ран, малым хирургическим операциям и основам фармакологии. По окончании курса обучения сестры милосердия прикреплялись к лечебным учреждениям. Жили либо в общине, либо при лечебницах, в которых работали.
Врач проводит занятие по анатомии с группой испытуемых сестер источник: https://img-fotki.yandex.ru |
|
Служба сестер милосердия была безвозмездна, но они получали при общине одежду и содержание. При командировке на фронт выдавались вещи и подъемные, назначалось жалование. Выйдя в отставку, сестры числились в запасе и должны были сообщать о перемене адреса. Через некоторое время, особенно в случае войны или большого бедствия запасные сестры нередко возвращались на полноценную службу в общину. Фото: Штатные сестры милосердия Источник: https://imgprx.livejournal.net/ |
В 1897 г. общество Красного креста учредило в Петербурге институт «братьев милосердия» по подготовке мужского персонала для ухода за больными и ранеными и помощи при несчастных случаях.
В начале XX в. все общины сестер милосердия находились в ведении РОКК под покровительством вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Их деятельность регламентировалась Уставом общин Красного креста, утверждённым в 1903 г. Во главе каждой общины стоял Комитет, который кроме управления занимался сбором средств, поэтому в его состав обязательно входили благотворители. На общем собрании Комитета избирался Попечительный совет: попечительница, её товарищ, главный врач, священник, сестра-настоятельница, казначей, уполномоченный РОКК. Ежегодно Попечительный совет обновлялся на четверть. Совет ведал внутренними делами в общине – распорядком, хозяйством, назначением на должности.
Персонал Томской общины сестер милосердия (в том числе попечители) источник: http://elib.tomsk.ru/ |
Главный врач руководил лечебными заведениями общины, ведал теоретической и практической подготовкой сестер. По окончании курса испытуемые сдавали экзамен по программе Главного управления РОКК и утверждались в звании сестры милосердия Попечительным советом. Сестры, прослужившие в общине 5 лет, удостаивались Попечительным советом особого знака отличия (как правило, это был наперсный крест) и диплома на него, ранее такие сестры назывались крестовыми. Пенсии могли выплачиваться сестрам, прослужившим минимум 15 лет и имевшим расстроенное здоровье, немощные могли попасть в общинные богадельни.
В июле 1900 по призыву Главного управления Красного Креста сестры милосердия отправились на Дальний Восток, где Россия принимала участие в подавлении боксерского восстания в Китае. В Русско-японской войне также принимали участие отряды общин из врачей, сестер милосердия и санитаров, снабженных всем необходимым.
Санитарный поезд во время русско-японской войны (1904-1905 гг.) источник http://archive.li/ |
После начала Первой мировой войны, как это нередко случалось и в предшествующее время, страну захлестнула волна патриотизма. Многие устремились на фронт, в том числе и женщины. Патриотическими иллюстрациями изобиловала не только периодическая печать. Изображение сестры милосердия, помогавшей солдату, можно увидеть на похвальном листе ученицы Сызранской гимназии, выданном в 1916 году.
Похвальный лист Чиняевой Ольги, ученицы Сызранской женской гимназии и лист целиком. 1916 г. Фрагмент и лист целиком. Архив МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 1718/29 ф.5. Оп.4. №5 |
К 1915 г. в России существовало около 115 общин, находившихся в ведении РОКК. К 1916 г. по официальным спискам на фронт было отправлено 17436 сестер, которые обслуживали более 2000 полевых и тыловых учреждений Красного креста. Информация об участии сестер милосердия в Первой мировой войне находится в основном в воспоминаниях, так как подготовить официальные отчёты общинам помешала революция и гражданская война.
Открытка. Архипов А.Е. «Сестры милосердия». 1914 г. источник: http://rusneb.ru/ |
В фондах музея «Кузнецкая крепость» хранится знак жертвователям в пользу Мариинской барачной лечебницы (она входила в комплекс зданий Елизаветинской общины сестер милосердия).
Петербургский Дамский Комитет выдавал лицам, пожертвовавшим в пользу Мариинской барачной лечебницы, именные жетоны трех видов: серебряные, золотые и украшенные бриллиантами. Мужчины носили их на часовой цепочке, а женщины — на браслете или в виде брошки. Крупные благотворители входили в состав Комитета общины.
Серебряные жетоны выдавались тем, кто внес в пользу лечебницы единовременно не менее 10 рублей, а также способствовал ее деятельности личным трудом.
Золотые жетоны — тем, кто внес единовременно не менее 100 рублей или же привлек не менее 12 жертвователей с 10 рублевыми взносами каждый. Выдавался он только один раз одному и тому же лицу.
Золотые жетоны, украшенные бриллиантами, выдавались за крупные пожертвования по особым постановлениям Комитета.
Серебряный жетон представляет собой выпуклый щит овальной формы, на середине которого помещен эмалированный красный крест. По краю жетона — надпись: «Маріинская барачная лечебница». Вверху — вензель Марии Павловны под императорской короной. Фото. Знак жертвователя в пользу Мариинской барачной лечебницы. Аверс. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 470 МОЗ-11, Н-11 |
|
На реверсе — гравированные буквы имени, отчества, фамилии жертвователя с датой выдачи жетона. На знаке из коллекции музея выгравирована дата «1914» и фамилия и инициалы благотворителя «М.Н.Шишников». Фото. Знак жертвователя в пользу Мариинской барачной лечебницы. Реверс. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 470 МОЗ-11, Н-11 |
Елизаветинская община сестер милосердия была основана в 1896 г. Место для общины выбрали на Охте, на берегу Невы, на территории бывшей усадьбы Кушелевых-Безбородко.
В первые три года были выстроены здания Мариинской барачной больницы, названной в честь Великой княгини Марии Павловны, возглавлявшей 3-й дамский комитет. Это были хирургический барак, мужской терапевтический, женский терапевтический с детским и гинекологическим отделениями.
Современный вид зданий бывшей Мариинской барачной лечебницы источник: https://img-fotki.yandex.ru |
Позже был построен четвертый барак для платных гинекологических больных и пятый, где разместилась мужская больница в память графа Г.А.Кушелева. Главный врачом Мариинской лечебницы был С.С.Боткин.
Представители общины принимали участие в подавлении «боксерского» восстания в Китае в 1900 г., в русско-японской войне 1904-1905 гг.
Сёстры Елизаветинской общины в Китае в 1900 г. источник: https://img-fotki.yandex.ru |
Лазарет Елизаветинской общины в Харбине. 1904 г. источник: https://img-fotki.yandex.ru |
Не подлежит сомнению активность общины в годы Первой мировой войны, хотя отчетов о ее деятельности за этот период не сохранилось. Точная дата закрытия общины неизвестна.
В фондах музея «Кузнецкая крепость» хранятся 2 фотографии сестер милосердия Тобольской Николаевской общины. Эта община была основана в конце 1894 г. по инициативе баронессы О.В.Фредерикс и губернатора Н.М.Богдановича. Тобольской губернии был необходим постоянный подготовленный санитарный персонал на случай борьбы с эпидемиями. Община работала под контролем местного управления РОКК. Сестры постоянно бывали в разъездах по губернии для борьбы со вспышками инфекционных заболеваний, дежурили в городских лечебницах.
В 1903 г. состоялась первая командировка сестер Тобольской общины в Манчжурию для борьбы с эпидемией холеры. В следующем году в связи с началом русско-японской войны тобольская община организовала этапный лазарет, который разместился в Харбине. Восемь сестер общины работали там всю войну.
В мирное время община занималась обычной работой – заботой о санитарном состоянии губернии. В общине обычно были штатные сестры – прошедшие курс обучения и сдавшие экзамен, запасные – отработавшие несколько лет и ушедшие в запас по состоянию здоровья и испытуемые – обучающиеся на курсах до сдачи экзамена. С началом первой мировой войны община готовила отряды сестер милосердия для отправки на фронт.
Общая фотография сестер, хранящаяся в фондах музея, скорее всего, сделана по итогам курса обучения новых сестер.
Фото сестер милосердия Тобольской Николаевской общины. Предп. 1914 г. Фотосалон М. Уссаковской. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 1254 И-Ф Ф.7. Оп.6. №8 |
На ней изображены 12 молодых девушек в форме сестер милосердия, одна женщина средних лет, тоже в форме сестры – она могла быть преподавательницей практической части на курсах. Кроме того, на фото священник – им в общине был о.Николай Белавин, рядом с сестрами – скорее всего врач, внизу – члены комитета Красного креста. Фотография не датирована владельцами, ориентировочно это 1914 г.
Другое фото из фондов музея – это большой портрет в деревянной раме.
Портрет сестры милосердия Тобольской Николаевской общины. 1915 г. Фотосалон М.Уссаковской. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 1251 И-Ф Ф.7 Оп.3 №17 |
На фотографии – женщина средних лет в форме сестры милосердия, с наградами. Она же находится на рассмотренном выше групповом фото. На обороте фото подпись: «На добрую и долгую память дорогой нашей мамаше от любящих ея детей, священника Иакова – Елизаветы Поляковых. Подарок в день ея Ангела 1915 года октября 8 дня. Сн. – 40 л.».
Портрет сестры милосердия Тобольской Николаевской общины. 1915 г. Фотосалон М.Уссаковской. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 1251 И-Ф Ф.7 Оп.3 №1. Оборот |
Судя по наградам, они получены за участие в русско-японской войне. На шее – знак Тобольской Николаевской общины, в форме креста, полученный за долгую службу.
Портрет сестры милосердия Тобольской Николаевской общины. 1915 г. Фотосалон М.Уссаковской. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 1251 И-Ф Ф.7 Оп.3 №17. Фрагмент фото, изображающий награды и крест. |
Из сестер тобольской общины, служивших в Харбине в 1903 и 1904-1905 гг., по возрасту к женщине портрете подходят две: Мария Семеновна Букаринова и Таисия Александровна Загуменных. Обе служили долго. М.С.Букаринова, дочь коллежского асессора, 1873 г.р., поступила в общину в 1895 г., сестрой милосердия стала в 1897 г. В отчёте о деятельности общины за 1914 г. о ней не упомянуто. Т.А.Загуменных, жена бывшего псаломщика, 1876 г.р., поступила в общину в 1899 г., сестрой милосердия стала в 1900 г. Согласно отчёту за 1914 г., Т.А.Загуменных 15 августа 1914 г. вернулась в штат общины после 9-летней отставки по своему прошению. С сентября 1914 г. она была назначена руководительницей практических занятий с ученицами курсов военного времени. Возможно, это она на групповом фото и на портрете.
Владелица фотосалона в Тобольске, где сделаны фотографии, М.М.Уссаковская, была активной участницей Тобольского дамского комитета Красного креста.
Кроме того, в фондах музея находятся предметы, способные проиллюстрировать различные стороны службы сестер милосердия.
К примеру, сестры-аптекари могли хранить лекарства в подобной таре.
Аптечная посуда | ||||
МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 2648-3 А 12913 |
МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 2648-15 А 12924 |
МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 2648-17 А 12926 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 2648-19 А 12928 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 2648-20 А 12929 |
МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-1 В 67 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-5 В 71 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 203 В 302 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-79 В 145 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-80 В 146 |
Они подготавливали и смешивали ингредиенты для новых лечебных субстанций в фарфоровых ступках.
Фарфоровые ступки с пестами | |||
МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-28 В 94 |
МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-29 В 95 |
МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-26 В 92 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-27 В 93 |
Отмеряли жидкости для процедур при помощи мерных кружек.
Мерная кружка на 4 унции. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-23 В 89 |
Сестры-аптекари подготавливали дозированные лекарственные формы в специальных пилюльных машинках.
Фрагмент рабочей части пилюльной машинки. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-76 В 142 |
Пилюльная машинка в музее-аптеке источник: http://img-fotki.yandex.ru |
Сестры-хозяйки заготавливали перевязочный материал, кроили и шили операционное белье, заведовали кухней, кипячением воды и раздачей пищи.
Рукомойник подвесной. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 1568 В 1496 |
Утюг наплитный. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 2550 В 2980 |
Ножницы портновские. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 134 В 243 | Водогрейный сосуд, чайник и мерный черпак. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 909 В 789, КП 141 В 251, КП 495 В 513 |
Столовая посуда | |||
МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 1450-57 В 1085 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» 1450-111 В 1139 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-19 В 85 | МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 2393 В 1842 |
При осмотре ранения перевязывающие сестры использовали зажженную свечу, чтобы проверить, сквозное оно или нет.
Подсвечник. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 206 В 305 |
Подсвечник. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 207 В 306 |
При уходе за лежачими больными и ранеными использовали судно.
Медицинское судно. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 79-25 В 91 |
Небольшие медные иконы сестры могли взять в командировку или поместить у кровати тяжелых больных.
Медный складень-триптих. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 428 И 45 |
Медный складень-триптих. МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» КП 358 И 34 |
Сестры милосердия стали предшественницами медицинских сестер, ставших важным звеном в оказании медицинской помощи. Поступая в общину, женщина получала возможность приобрести профессиональное образование и приносить пользу обществу не только в качестве домохозяйки. Общины были единственными организациями, в которых массово готовился средний медицинский персонал. По мере распространения женского образования в России начала XX в. становилась более доступной медицинская помощь широким слоям населения.
Составитель старший научный сотрудник Ю.Б. Кауфман
Литература: