В коллекции музея-заповедника «Кузнецкая крепость» можено увидеть очень интересные металлические амулеты в форме летящих птиц – так называемые орнитоморфные подвески. Подобные изображения встречаются по всей Западной Сибири. Чаще всего встречаются изображения хищных птиц – ушастой совы (филина) или соколоподобной птицы. Все птицы из коллекции музея-заповеднка найдены на территории Кемеровской области, большинство из них обнаружено в бассейне реки Иня. Находки относятся к эпохе раннего средневековья, VII-VIII вв. н.э., а памятники, в которых найдены эти птицы, - к верхнеобской культуре.
Сохранность птиц сильно различается. Есть неплохо сохранившиеся бронзовые фигурки, а также расплавленные птицы и их фрагменты. Некоторые изделия сильно пострадали от коррозии.
Первые экспонаты из этой серии, попали в музей с частью коллекции известного археолога М.Г. Елькина, которая была передана в музей-заповедник «Кузнецкая крепость» в 90-х гг XX века. Это находки из могильника Саратовка.
|
||
Рис. 1. Памятник «Саратовка». Курган 15. | Рис. 2. Памятник «Саратовка». | Рис. 3. Памятник «Саратовка». |
Позже, в 2007 году, большая серия амулетов поступила в музей после раскопок на памятнике Шестаки-II.
Бронзовые изображения птиц из курганных могильников верхнеобской культуры Шестаки II и Саратовка, датируются, достаточно узким временным интервалом - VI-VII вв. н.э. В нескольких погребениях вместе с птицами оказались монеты, которые датируются VI веком. Но подобные изображения известны и в более поздних вехнеобских комплексах.
Подвески сильно отличаются друг от друга. Не наблюдается устойчивой повторяемости в форме птиц, присутствия человеческой личины на груди птицы, размера. Перья могут быть переданы вытянутыми овалами, заполненными перлами, парами прямых линий, с круглыми или овальными перлами, полосами заполненными чешуевидными углублениями. У некоторых птиц кроме общего контура, нет никаких других деталей, у других отсутствует голова. У некоторых можно определить видовую принадлежность, у других образ весьма условен.
Интересны птицы, похожие на крылатых медведей (Рис.4 и Рис.5).
Рис. 4. Памятник «Саратовка». Курган 15. | Рис. 5. Памятник «Шестаки -II». Курган 11. Могила 1. |
Птица из могилы 1, 11 кургана могильника Шестаки-II, отлита в двусторонней форме, размер 8,6 х 5 см. (Рис. 5). Оборотная сторона гладкая. Лицевая относительно рельефная. Наиболее сильно выделена голова. Голова передана ромбическим выступом, вероятно, доработанным напильником. Маленькие ушки на затылке придают голове вид медвежьей морды. Крылья широко разведены в стороны. На верхней части крыла, ближе к «плечам» отлиты петли. По всей видимости, петли «не пролились» при изготовлении. Под головой птицы, на груди, слабо различимое изображение медвежьей головы с лапами. Так называемое «изображение медведя в жертвенной позе». На крыльях имеются отверстия, образовавшиеся в результате недолива. Вдоль края крыльев идет кант из перлов. Состояние изделия не позволяет точно определить, круглые перлы или подквадратные. На левом крыле кант виден, на правом виден очень плохо или совсем не виден из-за низкого качества отливки.
Рис. 6. Памятник «Шестаки-II». Курган 10. Могила 1. |
Рис. 7. Памятник «Шестаки-II». Курган 10. |
Почти все фигурки отлиты в двусторонней форме. Только одна птица плоская, без выделенных деталей, как будто вырублена из плоской пластины (Рис. 6). Остальные имеют более или менее выраженный рельеф, объемную голову и дополнительные детали, изображающие перья, лапы и другие элементы. Птица из кургана 10, практически такая же плоская, но голова ее массивная и доказывает то, что фигурка изготовлена не из листа, а отлита (Рис.7).
Рис. 8. Памятник «Шестаки-II». Курган 7. |
Довольно массивная литая птица из кургана №7 могильника Шестаки-II. (Рис. 8). Это бронзовое изображение «парящей птицы» с опущенными крыльями. Размеры 5,7 х 4,6 см. Крылья приострены, концы их немного отогнуты наружу. Голова выпуклая, приостренная к клюву. Никаких деталей головы не проработано. Лапы изображены свободно свисающими вниз. На концах лап по три пальца. Пальцы (когти) переданы дугами, лапы как бы «сложены ладонями». Шея не выделена. Хвост расширяется книзу. Завершение хвоста дугообразно. Вдоль края изделия идет кант от головы до конца хвоста с обеих сторон. Кант представляет собой линию ложного жемчужника в виде прямоугольников. На хвосте таким способом изображены 4 радиальные линии прямоугольников, очевидно, означающие перья хвоста. На груди птицы дополнительных изображений нет. Оборотная сторона не имеет изображения. На верхних углах крыльев просверлены отверстия.
|
||
Рис. 9. Памятник «Шестаки-II». Курган 11. | Рис. 10. Памятник «Шестаки-II». Курган 11. |
Рис. 11. Памятник «Черемза-1». КП 1775/83 |
Самое крупное и рельефное изображение — птица из могилы 2 кургана №11 могильника Шестаки-II. Она имеет размер 10,1 х 9,7 см. По экстерьеру птица, очевидно, хищная, напоминающая сокола-сапсана в полете (Рис. 9 и 10). Амулет отлит в двусторонней форме. Голова выдается вперед. Полая. Детали головы хорошо проработаны. Глаза круглые, обозначены углубленными кольцами. Клюв массивный, сильно кривой, похож на клюв попугая или грифа. Крылья опущены вниз под острым углом. На груди изображено лицо человека с характерной прической. На лапах по три когтя. Когти переданы своеобразно, вписанные в круг две спирали закручены во внешнюю сторону от центра, а одна — навстречу. На «плечах» отлиты петли для подвешивания. Хвост из четырех длинных перьев, почти прямой, слабо расширяется книзу. Изогнутая линия жемчужника отделяет изображение лица человека от шеи птицы и служит своеобразным «ожерельем». Подобное изображение человеческого лица на груди птицы присутствует и на амулете из памяника «Черемза-1», обнаруженного в 2011 году. (Рис.11).
Рис. 12. Памятник «Шестаки-II». Курган 10. |
Очень своеобразна птица из кургана 10 могильника Шестаки-II. Ее размер 4,8 х 4,65 мм. (Рис. 12). Отлита в двусторонней форме. Изображение на лицевой стороне рельефное. Экстерьер птицы заставляет определять ее как ушастую сову или филина, хотя уши скорее медвежьи, чем совиные. Морда с большими круглыми глазами и клювом. На шее ожерелье (или ошейник) из крупных перлов. Крылья разведены в стороны, перья направлены под углом вниз. Правое крыло из четырех перьев, левое из трех. Хвост также передан тремя «перьями». Перья в крыльях, как и в хвосте, переданы крупными овальными перлами. Лапы заменены изображением соприкасающихся симметрично расположенных спиралей, закручивающихся от внешнего края внутрь. Завершение спирали острое, когтевидное. Грудь гладкая, рельефно выступающая граненым треугольником в центре. На «плечах» отлиты круглые петли. Левая петля сломана, под ней просверлено в крыле круглое отверстие диаметром 2 мм.
Рис. 13. Памятник «Шестаки-II». Курган 11. | Рис. 14. Памятник «Шестаки-II». Курган 14. | Рис. 15. Памятник «Шестаки-II». Курган 14. | Рис. 16. Памятник «Шестаки-II». Курган 8. |
От некоторых птиц остались только оплавленные обломки (Рис.13-16). На них частично сохранились детали изображения: четыре сохранившихся фрагмента из кургана 11 могильника Шестаки-II дают общее представление о форме птицы. Голова рельефная, хорошо виден глаз, клюв такой же, как у первой птицы из этого погребения. На «плечах» петли для крепления. На крыльях перья переданы парой сужающихся полос, заполненных рядом жемчужника. Перья хвоста переданы в другой манере — чешуеобразными углублениями. Хвост из четырех параллельных «перьев», практически прямой. (Рис.13).
В насыпи кургана №8 памятника «Шестаки-II» было обнаружено обломанное крыло от литого изображения птицы (Рис. 16). Размеры крыла 2,7 х 4,6 см. Вся лицевая поверхность покрыта четырьмя полосами жемчужника (перлами). Полосы разделены парными каннелюрами. Крыло слегка выпукло. Отливка производилась в двусторонней форме.
Иранская, а точнее зороастрийская мифология, бесспорно, оказавшая влияние на мировоззрение древних тюрков, знает несколько образов птиц. Одной из важнейших в данном контексте является птица Варагн, одна из ипостасей бога Войны и Победы - Вретрагны, быстрейшая из всех птиц. Исследователи мифологии, считают, что Варагн - это сокол, но единого мнения здесь нет.
Рис. 17. Памятник «Ур-Бедари». |
Важно то, что Варагн выступает не только ипостасью Вретрагны, но и образом Фарна. Точное значение Фарна передать трудно, так как это объемное понятие, включающее в себя славу, удачу, победу, благополучие, счастье, достоинство и другие активные и пассивные благие свойства. Эволюция иранского Фарна в тюркской среде привела к трансформации образа в хищную птицу. Интересно, что в более позднее время в памятниках Кузнецкой котловины также встречаются изображения птиц. Но изображены они совсем в другом стиле, это не хищные птицы, а птицы фламинго, которые, очевидно, никак не связаны с символикой хищных птиц. (Рис. 17).
Более полную информацию можно получить в публикации автора в сборнике «Из Кузнецкой старины» Вып. 4.
Выставка подготовлена старшим научным сотрудником Научно-исследовательского отдела Н.А. Кузнецовым.