«Средневековые культовые предметы из фондов музея». Виртуальная выставка.

Подвеска. Коллекция предметов из могильника СаратовкаАрхеологические находки, назначение которых непонятно нашим современникам, часто относят к культовым предметам. Считается, что древние, не слишком понятные для нас религии подразумевали использование этих предметов в ритуалах или магических действиях. И действительно, всевозможные суеверия, культы, иррациональные верования, всевозможные формы язычества буквально окружали людей в средние века. Это вовсе не означает, что люди были глупы или запуганы силами природы. Скорее наоборот, язычество определяет место человека в окружающей природе, упорядочивает его жизнь, объясняет и делает понятным вообще все, что происходит вокруг. Самые обычные предметы могут выступать амулетами, спасающими человека в таких ситуациях, когда он сталкивается со сверхъестественными силами. Например, обычные зеркала, которые часто находят в древних курганах (Рис.1), могли служить не только как бытовые вещи.

 

Зеркало. Коллекция материалов археологических раскопок памятника «Шестаки – 2», 2006-2007 гг.
Рис. 1. Зеркало. VIII-X вв. н.э. Железо (чугун). Коллекция материалов археологических раскопок памятника «Шестаки – 2», 2006-2007 гг. КП 1465/390 

Известно, что в мировоззрении чуть ли не всех народов мира зеркалу отведена роль предмета, который отпугивает злых духов. И действительно, в средневековых курганах Кузнецкой котловины археологи находят не целые зеркала, которые логично было бы использовать для косметических дел, и даже не сломанные зеркала (средневековый ритуал погребения подразумевал, что вещь, положенная умершему, должна быть сломана), в курганах встречаются также небольшие кусочки бронзовых зеркал (Рис. 2).

Зеркало, фрагмент. VIII-X вв. н.э. Коллекция предметов из могильника Ур-Бедари.
 Рис. 2. Зеркало, фрагмент. VIII-X вв. н.э. Бронза, литье. Коллекция предметов из могильника Ур-Бедари. Раскопки М.Г. Елькина 1950-1970-е гг. КП 149/8  

Это, совершенно очевидно, амулеты-апотропеи (защитные амулеты), назначение которых – отгонять вредоносных духов.

Следующий вид амулета, встречающийся в средневековых погребениях – половинки нижней челюсти соболя. Они встречаются довольно часто (Рис. 3).

Челюсть соболя (амулет). Коллекция материалов археологических раскопок памятника «Шестаки – 2», 2006-2007 гг.
 Рис. 3. Челюсть соболя (амулет). VIII-X вв. н.э. Кость. Коллекция материалов археологических раскопок памятника «Шестаки – 2», 2006-2007 гг. КП 1465/12 

Но в одном погребении бывает только одна челюсть. Вряд ли такой предмет можно посчитать украшением. Очевидно, это предмет, связанный с охотничьей магией.

Другой амулет, также встречающийся в средневековых курганах связан с представлением о перерождении и бессмертии. Это каменное изображение цикады. Часто очень условное. В Китае такие цикады изготавливались из нефрита.

Для китайцев цикада – один из наиболее мощных символов бессмертия, и в давние времена богатые китайцы хоронили своих умерших, положив им в рот нефритовую цикаду. Для живых цикада была символом долгой жизни, счастья и вечной молодости. Кроме того, китайцы утверждали, что если вы носите цикаду в виде украшения, то своевременно получите предупреждение и будете защищены от опасности, обусловленной приближением коварного друга, и от врагов. Придворные нередко прятали у себя в мантии нефритовую цикаду, чтобы защититься и не стать жертвой дворцовых интриг.

В памятниках сросткинской культуры цикады обычно изготовлены из лазурита. (Рис.4-6).

Подвески. Коллекция предметов из могильника Ур-Бедари. Подвески. Коллекция предметов из могильника Ур-Бедари. Подвески. Коллекция предметов из могильника Ур-Бедари.
Рис. 4-6. Подвески. VIII-X вв. н.э. Камень (лазурит), сверление, резьба. Коллекция предметов из могильника Ур-Бедари. Раскопки М.Г. Елькина 1950-1970-е гг. КП 149/183, 149/181, 149/182

Очевидно, культовыми предметами являются бронзовые изображения птиц, которым отдельно была посвящена другая виртуальная выставка предметов из фондов музея – «Средневековые бронзовые амулеты, изображающие птиц».

Загадочные подвески в виде колеса (Рис.7.) могут быть связаны с буддийской символикой (колесо Сансары).

Подвеска. Коллекция предметов из могильника Саратовка

Рис. 7. Подвеска. VIII-X вв. н.э. Бронза, литье. Коллекция предметов из могильника Саратовка. Раскопки Елькина М.Г. 1960-1970-е гг. КП 150/4 

На территории Южной Сибири ламаизм распространился в позднем средневековье, однако, подвески в виде колеса являлись, видимо, не символами религии, а языческими амулетами, которые должны принести какую-то защиту своему хозяину.

Кроме таких более или менее понятных амулетов, иногда в погребения встречаются и совершенно странные амулеты (Рис. 8).

Амулет. VIII-X вв. н.э. Коллекция материалов археологических раскопок памятника «Шестаки – 2»
Рис. 8. Амулет. VIII-X вв. н.э. Бронза, кожа. Литье, шитье. Коллекция материалов археологических раскопок памятника «Шестаки – 2». КП 1465/117 

Так, например, ставит в тупик находка зашитого кожаного мешочка, висящего на кожаном шнурке. Внутри оказался кусочек кожи с нашитыми на него бронзовыми пронизками и плоским диском. Это, очевидно, амулет, но назначение его остается невыясненным.

Амулеты – не символ дикости и необразованности. Они известны абсолютно во всех религиях и на всех континентах во все времена. Когда люди сталкивались с могучими силами природы или непонятными, но враждебными явлениями, они нуждались в моральной поддержке. Человека успокаивал и внушал надежду какой-то маленький символический предмет. Таким образом, амулеты действительно оказывали благоприятное воздействие на человека. Этим объясняется их чрезвычайная популярность.

Выставка подготовлена ведущим научным сотрудником Научно-исследовательского отдела музея-заповедника «Кузнецкая крепость», к.и.н.  Н.А. Кузнецовым.

Купить билет